Александр Солженицын. Письмо вождям Советского Союза
----------------------------------------------------------------------
Издание: А. Солженицын; Письмо вождям Советского Союза. Изд-во: YMCA-PRESS, Париж, 1974. Источник: Библиотека Александра Белоусенко OCR: Александр Белоусенко (belousenko@yahoo.com). Вычитка: Сергей Сметанин (prozelit@altern.org) Последнее исправление: 11 февраля 2003 г.
_Курсив_ авторский. Примечания в квадратных скобках прямо в тексте абзаца.
----------------------------------------------------------------------
Написанное еще до взятия "Архипелага" в КГБ письмо со всемиэтими предложениями я отправил по адресу полгода назад. С тех пор нанего не было никакого отклика, ответа или движения к ним. В закрытомаппаратном разбирательстве погибло у нас много идей и несомненнееэтих. Мне ничего не остается теперь, как сделать письмо открытым.Газетная кампания против "Архипелага", нежелание признатьнеопровержимое прошлое могли бы считаться окончательным отказом. Но я,и сегодня не могу счесть его бесповоротным. Для раскаяния никогда небывает слишком поздно, этот путь открыт всему живущему на Земле, всемуспособному жить. Это письмо родилось, развилось из единственной мысли: какизбежать грозящей нам национальной катастрофы? Могут удивить некоторыепрактические предложения его. Я готов тотчас и снять их, если кемнибудь будет выдвинута не критика остроумная, но путь конструктивный,выход лучший и, главное, вполне реальный, с ясными путями. Нашаинтеллигенция единодушна в представлении о желанном будущем нашейстраны (самые широкие свободы), но так же единодушна она и в полномбездействии для этого будущего. Все завороженно ждут, не случится личто само. Нет, не случится. Мои предложения были выдвинуты, разумеется, с весьма-весьма малоюнадеждой, однако же не нолевой. Основание для надежды подает хотя бы"хрущевское чудо" 1955-56 годов -- непредсказанное невероятное чудороспуска миллионов невинных заключенных, соединенное с оборванныминачатками человечного законодательства (впрочем в других областях,другою рукой, тут же громоздилось и противоположное). Этот порывдеятельности Хрущева перехлестнул необходимые ему политические шаги,был несомненным сердечным движением, по сути своей -- враждебенкоммунистической идеологии, несовместим с нею (отчего так поспешно отнего отшатнулись и методически отошли). Запретить себе допущение, чтонечто подобное может и повториться, значит полностью захлопнутьнадежду на мирную эволюцию нашей страны.
А. С.
----------------------------------------------------------------------
Не обнадежен я, что вы захотите благожелательно вникнуть всоображения, не запрошенные вами по службе, хотя и довольно редкогосоотечественника, который не стоит на подчиненной вам лестнице, неможет быть вами ни уволен с поста, ни понижен, ни повышен, нинагражден и, таким образом, весьма вероятно услышать от него мнениеискреннее, безо всяких служебных расчетов, -- как не бывает даже улучших экспертов в вашем аппарате. Не обнадежен, но пытаюсь сказатьтут кратко главное: что я считаю спасением и добром для нашего народа,к которому по рождению принадлежите все вы -- и я. Это не оговорка. Я желаю добра всем народам и чем ближе к намживут, чем в большей зависимости от нас -- тем более горячо. Нопреимущественно озабочен я судьбой именно русского и украинскогонародов, по пословице -- где уродился, там и пригодился, а глубже тоже-- из-за несравненных страданий, перенесенных нами. И это письмо я пишу в ПРЕДПОЛОЖЕНИИ, что такой же преимущественнойзаботе подчинены и вы, что вы не чужды своему происхождению, отцам,дедам, прадедам и родным просторам, что вы -- не безнациональны. Еслия ошибаюсь, то дальнейшее чтение этого письма бесполезно. Я не стану здесь окунаться в тягчайшие подробности последних60 лет. Как тянется наша история и что была она, я пытаюсь выяснить вкнигах, о которых не думаю, чтобы вы читали их, может быть никогда ине прочтете. Но это письмо я обращаю именно к вам: высказать вам моепонимание будущего, которое мне кажется верным и, может быть, всетаки, вас убедить. Предложить вам еще пока своевременный выход изглавных опасностей, ждущих нашу страну в ближайшие 10-30 лет. Эти опасности: война с Китаем и общая с Западной цивилизациейгибель в тесноте и смраде изгаженной Земли.
1. ЗАПАД НА КОЛЕНЯХ
Никакой самый оголтелый патриотический предсказатель не осмелилсябы ни после Крымской войны, ни, ближе того, после японской, ни в1916-м, ни в 21-м, ни в 31-м, ни в 41-м годах даже заикнутьсявыстроить такую заносчивую перспективу: что вот уже близится и совсемнедалеко время, когда все вместе великие европейские державыперестанут существовать как серьезная физическая сила; что ихруководители будут идти на любые уступки за одну лишь благосклонностьруководителей будущей России и даже соревноваться за этублагосклонность, лишь бы только русская пресса перестала их бранить: ичто они ослабнут так, не проиграв ни единой войны, что страныобъявившие себя "нейтральными", будут искать всякую возможностьугодить и подыграть нам; что вечная греза о _проливах_ не осуществясь,станет однако и не нужна -- так далеко шагнет Россия в Средиземное мореи в океаны; что боязнь экономических убытков и лишних административныххлопот будут аргументами против российского распространения на Запад;и даже величайшая заокеанская держава, вышедшая из двух мировых войнмогучим победителем, лидером человечества и кормильцем его, вдругпроиграет войну с отдаленной маленькой азиатской страной, проявитвнутреннее несогласие и духовную слабость. Действительно, внешняя политика царской России никогда неимела успехов сколько-нибудь сравнимых. Даже выиграв большуюевропейскую войну против Наполеона, она никак не расширила своейвласти на Восточную Европу. Она бралась подавлять венгерскую революцию-- в пользу Габсбургов, обеспечивала прусский тыл в 1866 и 1870, ничегоза то не взяв, то есть бескорыстно возвышала германские державы.Напротив, сама впутывалась ими же в балканских и турецких войнах,проигрывала, и при огромных ресурсах и замахах так никогда и неисполнила мечты своих руководящих кругов о проливах, хотя и впоследнюю гибельную для себя войну вступила с этой главной целью.Россия часто оказывалась исполнителем чужих задач, вовсе не своих.Множество промахов ее внешней политики происходило от недостаткапрактического расчета на верхах, от бюрократической неповоротливойдипломатии, -- но отчасти, очевидно, и от некоторой доли идеализма впредставлениях руководителей, что мешало им последовательно проводитьв жизнь национальный эгоизм. От всех этих слабостей с начала и до конца освобожденасоветская дипломатия. Она умеет требовать, добиваться и брать, какникогда не умел царизм. По своим реальным достижениям, она могла бысчитаться даже блистательной: за 50 лет, при всего одной большойвойне, выигранной не с лучшими позициями, чем у других, -- возвыситьсяот разоренной гражданской смутою страны до сверхдержавы, перед которойтрепещет мир. Некоторые моменты особенно поражают сгромождениемуспехов. Например, конец второй мировой войны, когда Сталин, беззатруднений всегда переигрывавший Рузвельта, переиграл и Черчилля,взял не только все, что хотел в Европе и Азии, но даже, вероятно сверхсвоих ожиданий, легко получил у них еще и сотни тысяч советскихграждан в Австрии и Италии, отбивавшихся от возвращения на родину, нопреданных западными союзниками обманом и силой. Нисколько не меньшесталинских успехов надо признать успехи советской дипломатии последнихлет: Западный мир как единая весомая сила перестал противостоятьСоветскому Союзу, да даже почти перестает и существовать. Найдя в себеединство, стойкость и мужество для Второй мировой войны и еще силынайдя выйти из послевоенной разрухи, Европа, видимо, на том иисчерпалась надолго. Державы-победительницы без всяких внешних причинослабли и одряхли. На такой вершине ошеломляющих успехов неохотнее всеговоспринимаются чьи-то мнения или сомнения. Сейчас, конечно, самыйнеудачный момент приступать к вам с советом или увещанием. В моментвнешних успехов труднее всего бывает отказаться от дальнейшей накаткиих, самоограничиться, перестроиться. Но тем и отличаются мудрые от немудрых, что они принимают советы иопасливые соображения много ранее крайней необходимости. Да и в этих успехах далеко не все есть повод длясамовосхищения. Катастрофическое ослабление западного мира и всейзападной цивилизации далеко-далеко не только успех неуклонимойнастойчивой советской дипломатии, это главным образом результатисторического, психологического и нравственного кризиса всей тойкультуры и системы мировоззрения, которая зачалась в эпоху Возрожденияи получила высшие формулировки у просветителей XVIII века. Анализ тогокризиса -- за пределами этого письма. А еще в наших успехах можно увидеть -- нельзя не увидеть! -- дваудивительных провала: среди всех успехов мы сами вырастили себе двухлютых врагов, прошлой войны и будущей войны, -- германский вермахт итеперь маоцзедуновский Китай. Германскому вермахту в обходверсальского договора мы помогли получить на советских полигонахпервые офицерские кадры, первые навыки и теорию современной войны,танковых прорывов и воздушных десантов, что очень пригодилось потом вгитлеровской армии при ее сжатых сроках подготовки. А как мы вырастилиМао-Цзе-Дуна вместо миролюбивого соседа Чан-Кай-Ши и помогли ему ватомной гонке -- эта история ближе, известнее. (Еще не так ли и сарабами провалимся?) И вот что заметим здесь главное, для дальнейшего: провалы этиистекали не из ошибок наших дипломатов, не из просчетов нашихгенералов, а из ТОЧНОГО СЛЕДОВАНИЯ УКАЗАНИЯМ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА:в первом случае -- повредить мировому империализму, во втором --поддержать зарубежное коммунистическое движение. Соображения_национальные_ в обоих случаях отсутствовали. Я знаю прекрасно, что говорю с крайними реалистами и не станупусто взывать: о, призаймем хоть немного неудачливого идеализма отстарой русской дипломатии! Или: облагодетельствуем мир тем, чтоперестанем вмешиваться в его жизнь. Или: проверим нравственныеоснования нашей победной дипломатии -- она приносит Советскому Союзувнешнюю мощь, но приносит ли истинное добро его народам? Я говорю с крайними реалистами и проще всего назвать туопасность, которую вы знаете детальнее меня, и давно уже смотрите тудатревожно, и правильно, что тревожно: КИТАЙ. Как бы вы ни торжествовали сейчас, как бы ни возносились, -- ноприходится помнить и учиться, что во всей мировой истории еще небывало (и не будет никогда) такой силы, на которую не нашлось быпротивосилы. По нашей пословице: вырос лес, так выросло и топорище. В данном случае -- 900 миллионов топорищ.
2. ВОЙНА С КИТАЕМ
Я надеюсь, вы не повторяете ошибки многих мировых правителей довас: вы не строите расчетов на победоносный блитцкриг. Против нас --почти МИЛЛИАРДНАЯ страна, какая не выступала ни в одной войне мировойистории. Ее население, очевидно, еще не успело с 1949 года утерятьсвоего исконного высочайшего трудолюбия -- выше нашего сегодняшнего,своего упорства, покорности, и находится в верном захвате тоталитарнойсистемы, нисколько не упустительнее нашей. Ее армия и ее население небудут с западным благоразумием сдаваться массами ни окруженными, нипокоренными. Каждый солдат и каждый гражданский будет сражаться допоследней пули и до последнего вздоха. Союзника -- в той войне не будету нас, во всяком случае -- размера Индии. Оружия ядерного вы, конечно,не примените первые -- это было бы совершенно непоправимо со сторонырепутации, которой вы не можете пренебречь, да и с практическойстороны все равно не принесло бы быстрой победы. Тем более не применитего противная сторона, более слабая в нем. (Да вообще, к счастью длячеловечества, оно из простого самосохранения умеет удерживаться насамой последней грани гибели. Так после 1-й мировой войны никто непосмел применить химического оружия, так после 2-й, я верю, никто неприменит ядерного. Таким образом все нынешнее разорительное егосверхнакопление бессмысленно, лишь тешит изобретателей и генералов,оно есть тяжкий жребий тех, кто взялся быть в переднем ряду ядерныхдержав. Накопление это никогда не пригодится, а к началу конфликта ещеи устареет.) Война же _обыкновенная_ будет самой длительной и самой кровавой извсех войн человечества. Уж по крайней мере подобно вьетнамской (скоторой будет схожа во многом) она никак не будет короче 10-15 лет иразыграется, кстати, почти по тем нотам, которые написал Амальрик,посланный за это на уничтожение, вместо того чтобы пригласить его вблизкие эксперты. Если в 1-й мировой войне Россия потеряла до полуторамиллионов человек, а во 2-й (по данным Хрущева) -- 20 миллионов, товойна с Китаем никак не обойдется нам дешевле 60 миллионов голов, -- и,как всегда в войнах, лучших голов, все лучшие, нравственно высшие,обязательно погибают там. Если говорить о русском народе -- будетистреблен последний наш корень, произведется последнее из истребленийего, начатых в XVII веке уничтожением старообрядцев, потом -- Петром,потом -- неоднократно, о чем тоже не буду в этом письме, а теперь -- ужеокончательное. После _этой_ войны русский народ практически перестанетсуществовать на планете. И уже только это одно будет означать _полный_проигрыш той войны, независимо ото всех остальных ее исходов (вомногом безрадостных, в том числе и для вашей власти, как выпонимаете). Разрывается сердце: представить, как наша молодежь и весьлучший средний возраст пошагает и поколесит погибать в войне, дакакой? -- ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, за что? -- главным образом за мертвуюидеологию. Я думаю, даже и вы не способны взять на себя такую ужаснуюответственность! Щемящее сочувствие вызывают и рядовые китайцы -- потому что онибудут самыми беспомощными жертвами той войны, они находятся в стользажатом положении, что не только не могут изменить своей судьбы, нетолько обсудить ее, но даже ушками пошевелить. Вот это гибельное будущее, по темпам приближения совсем уженедалекое, ложится бременем на нас сегодняшних -- и на тех, кто имеетвласть, и кто силу имеет повлиять, или кто только голос имеет, чтобыпроизнести: этой войны не должно быть вообще, ЭТА ВОЙНА ВООБЩЕ НЕДОЛЖНА СОСТОЯТЬСЯ! Не ставить задачу _выиграть_ ту войну, ибо выигратьее никому не возможно, но -- ИЗБЕЖАТЬ ЕЁ ! Мне кажется, я такой путь вижу. И потому взялся за это письмосегодня. Какие причины клонят к этой войне? Вторая -- это динамическоедавление миллиардного Китая на до сих пор не освоенные наши сибирскиеземли -- не на ту полоску, о кой идет спор по старым договорам, но на_всю_ Сибирь, до которой у нас впопыхах великих социальных и дажекосмических преобразований не дошли руки, -- и это давление будетвозрастать с ростом общей перенаселенности Земли. Однако, _первая_причина нависающей войны, причина гораздо более острая, главная ибезвыходная -- ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ. Не удивимся: во всей истории не быловойн и междуусобиц лютее, чем вызванные идеологическими (в том числе,увы, и религиозными) разногласиями. Вот уже 15 лет между вами ивождями Китая идет спор о том, кто вернее понимает, толкует ипродолжает Отцов Передового Мировоззрения. И помимо, и острейгосударственного столкновения между нами вырастает это глобальноесоперничество, претензия единосмысленно толковать коммунистическоеучение и в нем вести именно за собою все народы мира. А как же вы представляете? -- возникнет война, и обе воюющихстороны так и понесут на знаменах чистоту своей идеологии? И 60миллионов наших соотечественников дадут себя убить за то, что именнона 533 странице ленинского тома написана заветная истина, а не на335-й, как утверждает наш противник? Разве только самые-самые первыелягут так... Когда началась война с Гитлером, Сталин, так многое пропустивший ипогубивший в военной подготовке, этой стороны, идеологической, неупустил. И хотя идеологические основания для той войны казалисьнесомненнее, чем ожидающие вас, -- война велась против идеологии, повнешности диаметрально противоположной, -- Сталин от первых же днейвойны не понадеялся на гниловатую порченую подпорку идеологии, аразумно отбросил ее, почти перестал ее поднимать , развернул жестарое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь -- и мыпобедили! (Лишь к концу войны и после победы снова вытащили ПередовоеУчение из нафталина.) Так неужели вы думаете, что при столкновении идеологий близких,смежных, расходящихся лишь в оттенках, _вам_ не придется совершатьту же переориентировку? Но будет -- поздно, в военном напряжении-- уже очень тяжело. Насколько же разумнее этот самый предохранительный поворотсделать уже сегодня! Если все равно _для_войны_ его делать неизбежно,то не разумнее ли сделать его много заблаговременней -- ЧТОБЫ НЕВОЕВАТЬ вообще?! Отдайте им эту идеологию! Пусть китайские вожди погордятся этимкороткое время. И за то взвалят на себя весь мешок неисполнимыхмеждународных обязательств, и кряхтят, и тащат, и воспитываютчеловечество и оплачивают все несуразные экономики, по миллиону в деньодной Кубе, и содержать террористов и партизан южных континентов. Отпадет главная лютая рознь между нами и ими, отпадет множествопунктов нынешнего состязания и столкновения во всем мире, -- и военныйконфликт отодвинется намного, а может быть -- _и_не__состоится_вовсеникогда_. Посмотрим непредубежденно: темный вихрь ПЕРЕДОВОЙ ИДЕОЛОГИИналетел на нас с Запада в конце прошлого века, достаточно потерзал иразорил нашу душу, -- и если теперь сам утягивается дальше на Восток --так пусть утягивается, не мешайте! (Не значит, что я хочу духовнойгибели Китаю. Я верю, что и наш народ скоро излечится от этой болезнии китайский со временем тоже, -- надеюсь, не слишком поздно, чтобуспеть спасти свою страну и оберечь человечество. Но с нас после всегоперенесенного хватит пока заботы -- как спасти наш народ.) Отпадет идеологическая рознь -- и советско-китайской войны скореевсего не будет вовсе. А если в отдаленном будущем и будет, то уждействительно оборонительная, действительно отечественная. В концеXX века отдавать сибирскую территорию мы не можем, это несомненно. Ноотдать идеологию -- только к нашему облегчению и выздоровлению!
3. ТУПИК ЦИВИЛИЗАЦИИ
Вторая опасность -- многосторонний тупик западной цивилизации,к которой и Россия давно избрала честь принадлежать, -- не так близка,еще в запасе есть два-три десятилетия, и тупик этот мы разделяем совсеми передовыми странами, даже у них заклинено грозней и хуже, чем унас; и сохраняются надежды на новые научные лазейки и изобретения,оттягивающие расплату. И я не касался бы той опасности в этом письме,если бы решение обеих задач _не_совпадало_ бы во многом, если бы одини тот же поворот, _единое_ решение не избавляло бы нас от _обеих_опасностей! Так благоприятно редко сходится в истории. Эти дары еенадо ценить, эти возможности не упускать. И как это "внезапно" вывалилось перед человечеством и передРоссией!!.. Наши передовые публицисты и до революции и после -- какизлюбили высмеивать тех _ретроградов_ (именно в России их было многовсегда). Кто звал беречь и жалеть нашу старину, даже самые глухиедеревушки в три избы, даже проселочные дороги рядом с железной колеей,сохранять лошадей при уже автомобилях, не забрасывать малыхпроизводств для огромных заводов и комбинатов, не пренебрегатьнавозными удобрениями для химических, не скопляться миллионами вгородах, не карабкаться друг другу на голову в многоэтажных зданиях. Икак смеялись, как затравили реакционными "славянофилами" (из посмешищаэто стало термином, простаки и не придумали себе названия другого).Затравили тех, кто говорил, что такой колосс, как Россия, да сомногими душевными особенностями и бытовыми традициями, вполне можетпоискать и свой особый путь в человечестве; и не может быть, чтобыпуть развития у всего человечества был только и непременно один. Нет, мы должны были протащиться всем западным буржуазнопромышленным и марксистским путем, чтобы к концу XX века узнать,опять-таки от передовых западных ученых, то, что искони понимал любойдеревенский дед на Украине или в России и мог бы давно-давнорастолковать передовым публицистам, если б те в своем запале нашли бывремя поконсультироваться с ним: что не может дюжина червей_бесконечно_ изгрызать одно и то же яблоко; что если земной шар_ограничен_, то ограничены и его пространства и его ресурсы, ине может на нем осуществляться _бесконечный,_безграничный_ прогресс,вдолбленный нам в голову мечтателями Просвещения. Нет, мы должны былибрести и брести за чьими-то спинами, не зная переда дороги, пока неуслышали теперь, как головные перекликаются: забрели в тупик, надозаворачивать. Весь "бесконечный прогресс" оказался безумнымнапряженным нераcсчитанным рывком человечества в тупик. Жаднаяцивилизация "вечного прогресса" захлебнулась и находится при конце. И не "конвергенция" ждет нас с западным миром, но -- полноеобновление и перестройка и Запада, и Востока, потому что оба в тупике. Все это сейчас широко распубликовано и разъяснено на Западетрудами "Общества Тейара де-Шардена" и "Римского Клуба". Вот их выводыв самом сжатом виде. "Прогресс" должен перестать считаться желанной характеристикойобщества. "Бесконечность прогресса" есть бредовая мифология. Должнаосуществляться не "экономика постоянного развития", но _экономикапостоянного_уровня_, стабильная. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НЕ ТОЛЬКО НЕНУЖЕН, НО ГУБИТЕЛЕН. Надо ставить задачу не увеличения народныхбогатств, а лишь _сохранения_ их. Надо срочно отказаться отсовременной технологии гигантизма -- и в промышленности, и всельском хозяйстве, и в расселении (нынешние города -- раковыеопухоли). Главная цель техники становится сейчас: устранить плачевныерезультаты предшествующей техники. "Третий мир", еще не ставший нагибельный путь западной цивилизации, может быть спасен лишь"раздробленной технологией", требующей не сокращения ручного труда,но увеличения его, техники самой простой и основанной только наместных материалах. Вся безудержность промышленного развития осуществилась не затысячелетия, не за столетия ("От Адама до 1945 года"), а только запоследние 28 лет (после 45 года). Эта бурность темпа последних лет иявляется самой опасной для человечества. Указанные группы ученыхпровели компьютерные расчеты по разным вариантам экономическогоразвития -- и ВСЕ варианты оказались БЕЗНАДЁЖНЫ, предвещаякатастрофическую гибель человечества между 2020 и 2070 годами, ЕСЛИОНО НЕ ОТКАЖЕТСЯ ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. В этих расчетахрассматривались 5 главных факторов: население, природные ресурсы, с/хпроизводство, промышленность и загрязнение среды. Если веритьсуществующим сведениям о ресурсах Земли, некоторые из них идут кбыстрому концу: через 20 лет окончится вся нефть, через 19 вся медь,через 12 -- ртуть, и многие другие близки к концу, очень ограниченыэнергетические ресурсы и пресная вода. Но даже если последующимиразведками запасы окажутся и вдвое, и втрое больше известных ныне, иесли _вдвое_ увеличится производительность сельского хозяйства, иподчинена будет человеку неограниченная ядерная энергия -- ВО ВСЕХСЛУЧАЯХ В ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЯХ XXI ВЕКА ДОЛЖНА НАСТУПИТЬ МАССОВАЯГИБЕЛЬ НАСЕЛЕНИЯ: если не от остановки производства (конец ресурсов),то от избытка производства (гибель среды) -- во всех случаях..._Совместно_все_пять_ вышеназванных факторов решить оптимально принынешней ставке на "прогресс" НЕВОЗМОЖНО. Если человечество неоткажется от экономического прогресса -- биосфера станет непригоднойдля жизни практически уже ПРИ НЫНЕ ЖИВУЩИХ. А чтобы человечество_спасти_ -- технология должна быть перестроена к стабильной вближайшие 20-30 лет, для этого перестройка должна начаться НЕМЕДЛЕННО,СЕЙЧАС. Впрочем, наиболее вероятно, все же, что западная цивилизацияне погибнет. Она столь динамична, столь изобретательна, что изживет иэтот нависающий кризис, переломает вековые ложные представления и внесколько лет приступит к необходимой перестройке. А "Третий мир"заблаговременно внимет предупреждениям и вообще_не_пойдет_по_западномупути_, это еще очень доступно для большинства африканских, для многихазиатских стран (и никто их не будет за это дразнить "негрофилами"). Но -- мы?? С нашей неповоротливостью, косностью, с нашейнеспособностью и робостью менять хоть единую букву, хоть штрих один втом, что сказал Маркс о промышленном развитии к 1848 году.Экономически, физически -- мы вполне можем спастись. Но на пути нашегоспасения стоит, перегораживает -- Единственно Передовое Мировоззрение:если отказаться от промышленного развития, то как же тогда рабочийкласс, социализм, коммунизм, безграничный рост производительноститруда и т. д.?.. Исправлять Маркса нельзя, это ревизионизм... Но "ревизионистами" вас все равно уже кличут, что бы вы впредьни делали. Так не верней ли -- трезво, ответственно и решительновыполнить свой долг -- отказаться от мертвой буквы ради живого народа,целиком зависящего от вашей власти, от ваших решений? И -- непромедлять. Зачем нам тянуть, если все равно потом придется очнуться?Зачем доделывать, повторять за другими мучительную петлю до конца,пока мы еще недостаточно в нее впоролись? Если в череде идущих кричитпередний "я заблудился!" -- надо ли нам непременно дотопывать до тогоместа, где он осознался, и лишь потом заворачивать? А почему бы нам несвернуть на верную дорогу -- сразу, от того места, где мы есть? Мы и так слишком долго и слишком верно шли за западнойтехнологией. Казалось бы, "первая в мире социалистическая страна",которая показывает образец другим народам Запада и Востока, и такая"оригинальная" в следовании некоторым уродливым доктринам -- окрестьянстве, о мелком ремесле, -- почему же были так унылонеоригинальны в технологии, так безмысло и слепо шли за западнойцивилизацией? (А -- от военной спешки, а спешка -- от необъятных"интернациональных задач", и все опять -- от марксизма...) Прицентральном плане, которым мы гордимся, уж у нас-то была, кажетсявозможность _не_ испортить русской природы, _не_ создаватьпротивочеловеческих многомиллионных скоплений. Мы же сделали всенаоборот: измерзопакостили широкие русские пространства и обезобразилисердце России, дорогую нашу Москву, -- какая ошалелая не сыновняя рукаразорвала бульвары, так что нельзя уже ими пройти, не ныряя вунизительные каменные тоннели? какой злой чужой топор вырубил Садовоекольцо, заменил его бензинно-асфальтной отравленной зоной? Изничтоженнеповторимый облик города, вся старая планировка, наляпаны подражанияЗападу вроде Нового Арбата, стиснут, раскинут и возвышен город, вкотором жить стало невыносимо, -- и что теперь делать? Воссоздатьпрежнюю Москву на новом месте? -- вероятно невозможно. Значит,примириться с полной утратой ее? Мы бестолково-неоглядно тратили наши ресурсы, истощали нашупочву, безобразили наши просторы то глупейшими "сухопутными морями",то зараженными околопромышленными пустырями, -- но пока еще гораздобольше сохранилось неиспорченного нами, где мы не успели. Так очнемсявовремя, так повернем с места!
4. РУССКИЙ СЕВЕРО-ВОСТОК
И тут есть дополнительная надежда для нас -- одна особенность,одна оговорка в рассуждениях вышеназванных ученых. Оговорка эта:ВЫСШЕЕ БОГАТСТВО народов сейчас составляет ЗЕМЛЯ. Земля как простордля расселения. Земля как объем биосферы. Земля как покров глубинныхресурсов. Земля как почва для плодородия. И хотя о плодородии тожепрогнозы мрачные: земельные пространства в среднем по планете и ростплодородия будут исчерпаны к 2000 году, а если удастся с/хпроизводство _удвоить_ (не колхозам, конечно, не нам) -- то к 2030 годувсе равно плодородие исчерпается, -- это_в_среднем_по_планете_. Однако,есть четыре счастливых страны, обильно богатые неосвоенною землей ещеи сегодня. Это -- Россия (я не оговариваюсь, именно -- РСФСР),Австралия, Канада и Бразилия. И в том -- русская надежда на выигрыш времени и выигрышспасения: на наших широченных северовосточных земельных просторах, понашей же неповоротливости четырех веков еще не обезображенных нашимиошибками, мы можем _заново_ строить не безумную пожирающую цивилизацию"прогресса", нет -- безболезненно ставить сразу _стабильную_ экономикуи соответственно _ее_ требованиям и принципам селить там впервыелюдей. Эти пространства дают нам надежду не погубить Россию в кризисезападной цивилизации. (А по колхозному забросу много потерянных земельи ближе есть.) Без догматической предвзятости вспомним Столыпина и отдадимему должное. В 1908 г. в Государственной Думе он пророчески сказал:"ЗЕМЛЯ -- ЭТО ЗАЛОГ НАШЕЙ СИЛЫ В БУДУЩЕМ, ЗЕМЛЯ -- ЭТО РОССИЯ". И поповоду Амурской железной дороги: "Если мы будем продолжать спатьлетаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, а когдамы проснемся, может быть он окажется русским только по названию". Сегодня, в противостоянии Китаю, эта опасность распространяетсяедва ли не на всю нашу Сибирь. Две опасности смыкаются, -- ноот обеих счастливым образом рисуется единый выход: _отбросить_мертвуюидеологию_, которая грозит нам гибелью и на путях войны и на путяхэкономики, отбросить все ее чуждые мировые фантастические задачи,а сосредоточиться на освоении (в принципах стабильной,непрогрессирующей экономики) русского Северо-Востока -- северо-востока Европейской нашей части, севера Азиатской, и главногомассива Сибири. Не будем греть надежд и не будем подгонять того сотрясения,которое, может быть и зреет, может быть и произойдет в западныхстранах. Эти надежды могут так же обмануть, как и надежды на Китай в40-х годах: если на Западе создадутся новые общественные системы, онимогут оказаться к нам и жестче и недружелюбнее нынешних. И оставимарабов их судьбе, у них есть ислам, они разберутся сами. И оставимсамой себе Южную Америку, ей никто не грозит внешним завоеванием. Иоставим Африку самой узнать, каково начинать самостоятельный путьгосударственности и цивилизации, лишь пожелаем ей не повторить ошибок"непрерывного прогресса". Полвека мы занимались: мировой революцией;расширением нашего влияния на Восточную Европу; на другие материки;преобразованием сельского хозяйства по идеологическим принципам;уничтожением пометных классов; искоренением христианской религии инравственности; эффектной бесполезной космической гонкой; само собой --вооружением, себя и других, кто просит оружия; -- чем угодно, кромеразвития и благовозделания главного богатства нашей страны -- СевероВостока. Но не предстоит нашему народу жить ни в Космосе, ни в ЮгоВосточной Азии, ни в Латинской Америке, а Сибирь и Север -- нашанадежда и отстойник наш. Скажут, что мы и там много _делали_, строили -- но не столькостроили, сколько людей губили, как на "мертвой дороге" СалехардИгарка, да уж не будем тут все лагерные истории перебирать. Такстроить, чтоб затоплять Кругбайкальскую железную дорогу, а обходнуюбессмысленно гнать горами, сжигая тормоза; так строить, какцеллюлозные комбинаты на Байкале и Селенге, поскорей к выручке и котраве, -- так лучше бы и повременить. По темпам века мы сделали наСеверо-Востоке очень мало. Но сегодня можно сказать -- и к счастью, чтотак мало: зато теперь можем делать все разумно с самого начала, попринципам стабильной экономики. Еще сегодня -- к счастью, а в близкомзавтра уже будет к беде. И какая ирония: с 1920 года, полвека, мы гордо (и справедливо)отказывались доверить иностранцам разработку наших природных богатств-- и это могло выглядеть обещающими национальными чаяниями. Но мытянули, тянули, но мы теряли, теряли время, и вдруг именно теперь,когда обнажилось истощение мировых энергетических ресурсов, мы,великая промышленная сверхдержава, подобно последней отсталой стране,приглашаем иностранцев разрабатывать наши недра и предлагаем им врасплату забирать бесценное наше сокровище -- сибирский природный газ,за что через пол-поколения наши дети будут нас проклинать какбезответственных мотов. (У нас было бы много других хороших товаровдля расплаты, если бы наша промышленность тоже не была бы построенаглавным образом на... ИДЕОЛОГИИ. И тут поперек дороги нашему народу --идеология!) Я не счел бы нравственным советовать политику обособленногоспасения среди всеобщих затруднений, если бы наш народ в XX веке непострадал бы, я думаю, больше всех народов мира: _помимо_ двух мировыхвойн мы потеряли от одних гражданских раздоров и неурядиц, от одноговнутреннего "классового", политического и экономического, уничтожения-- 66 (шестьдесят шесть) миллионов человек!!! Такой подсчет произвелбывший ленинградский профессор статистики И. А. Курганов, вам принесутв любую минуту. Я не ученый статистик, не берусь проверять, да и всяже статистика скрыта у нас, тут расчет косвенный, но действительно:нет ста миллионов (именно ста, как и предсказывал Достоевский!), навойнах и без войн мы потеряли _треть_ того населения, какое могли быиметь сейчас, почти _половину_ того, которое имеем! _Кто_ еще изнародов расплачивался такою ценой? После _таких_ потерь мы можемдопустить себе и небольшую льготу, как дают больному отдых послетяжкой болезни. Нам надо излечить свои раны, спасти свое национальноетело и свой национальный дух. Достало бы нам наших сил, ума и сердцана устройство нашего собственного дома, где уж нам заниматься всеюпланетой! И опять-таки, по счастливому совпадению, весь мир от этого --только выиграет. Другое нравственное возражение могут выставить -- что нашСеверо-Восток не вовсе-то русский, что при овладении им был совершен иисторический грех: было уничтожено немало местных жителей (ну, данесравненно с нашим недавним самоуничтожением) и потеснены другие. Да,это было, было в XVI веке, но _этого_ исправить уже никаким образомнельзя. С тех пор малолюдными, даже безлюдными лежат эти раскинутыепросторы. По переписи всех народностей Севера -- 128 тысяч, они редкойцепочкой разбросаны по огромным пространствам, освоением Севера мынисколько их не тесним. Напротив, сегодня мы естественно поддерживаемих быт и существование, они не ищут себе обособленной судьбы и немогли бы найти ее. Изо всех национальных проблем, стоящих перед нашейстраной, эта -- самая мягкая, ее и нет почти. Итак, наш выход один: чем быстрей, тем спасительнее -- перенестицентр государственного внимания и центр национальной деятельности(центр расселения, центр поисков молодежи) с далеких континентов, идаже из Европы, и даже с юга нашей страны -- на ее Северо-Восток.[* Конечно, такое перенесение рано или поздно должно привести ктому, чтобы мы сняли свою опеку с Восточной Европы. Также не можетбыть и речи о насильственном удержании в пределах нашей страны какойлибо окраинной нации.]
5. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЕ, А НЕ ВНЕШНЕЕ
Это перенесение центра внимания и центра усилий конечно небудет иметь только один географический смысл: не только с внешнихпространств на внутренние, но и _с_внешних_задач_на_внутренние_. Вовсех смыслах: с внешнего на внутреннее. Этого требует от вас истинное,не показное состояние наших людей, наших семей, наших школ, нашегонарода, нашего духа, нашего быта, нашего хозяйства. С конца, с хозяйства. Парадоксально, поверить нельзя: но притаких блестящих успехах во внешней политике, у такой военно-могучейвеликой державы -- такой тупик и даже безнадежность в экономике. Все,чего мы тут достигли, получено не уменьем, а числом, т. е.,непомерными затратами людских сил и материалов. Все создаваемоеобходится много дороже, чем оно стоит, но государство разрешает себене считать расходов. Наше "идеологическое" сельское хозяйство ужестало посмешищем для всего мира, а скоро -- при всемирной недостачепродуктов -- станет и обузой для него. Во многих местах мира вспыхиваети еще гуще будет вспыхивать голод из-за перенаселенности, земельнойскудости, первичного выхода из колониального состояния, -- то есть,люди _не_могут_ произвести зерна. Мы же не производим достаточно илисотрясаемся от одного засушливого года (а ведь знает историяземледелия и по семи подряд?) Всего потому, что _не_хотим_ признатьсвою колхозную ошибку. Веками Россия _вывозила_ хлеб, перед 1-ймировой войной -- по 10-12 миллионов тонн ежегодно, и вот 55 лет новогостроя, и 40 лет прославленной колхозной системы -- и мы вынуждены 20миллионов тонн _ввозить_! Ведь стыдно, ведь пора же очнуться! Деревня,на которой веками стояла Россия, стала главной слабостью ее! Долгиедесятилетия мы истощали колхозную деревню до полного отобрания сил ее,до полного отчаяния -- наконец, стали ей _возвращать_ ценности, сталивполне соразмерно платить -- но ПОЗДНО. Истощены ее вера в дело, ееинтерес. По старой пословице: отбей охоту -- рублем не возьмешь. Приугрожающей в мире нехватке зерна один выход у нас быть сытою страной:отказаться от принудительных колхозов, оставить только добровольные.На пространствах Северо-Востока ставить (с большими затратами,конечно) такое сельское хозяйство, которое будет кормить своиместественным экономическим ходом, а не наплывами агитаторов имобилизованных горожан. Предполагаю, знаете вы (это видно по вашим указам), что и вовсем народном хозяйстве, во всей государственной служебной громадетак: люди не кладут сил на казенной работе и не рвутся к ней, носколько могут -- обманывают (а то и воруют), служебные часы тратят наличные дела (вынуждены так! -- ибо при нынешних заработках не хватитникаких сил и никакой жизни), все стараются получить денег больше, аработать меньше, -- и с таковым народным настроением какими же срокамиможно располагать для спасения страны? Но еще разрушительнее -- водка. Тоже знаете вы хорошо, вот и указваш был -- а что он изменил? Пока водка -- важная статьягосударственного дохода, ничего не изменится, так и будем ради барышапрожигать народную внутренность (я когда-то в ссылке работал впотребкооперации и четко помню, что водка составляла 60-70% нашегооборота.) По сравнению с нравами людей, их душевным состоянием, ихотношением друг ко другу и к обществу -- мелки и ничтожны все те_материальные_ достижения, которыми у нас так трубно гордятся. То, что географически будет называться освоением СевероВостока, хозяйственно -- построением стабильной экономики, во всехсвоих решаемых задачах -- градостроительных, транспортных, социальных,должно углубиться в задачи _нравственные_. Физическое и духовноездоровье народа должно стать целью и всего этого движения и каждогоего этапа и каждой его стороны. Построение более чем половины государства на новом свежемместе позволяет не повторить губительных ошибок XX века -- спромышленностью, с дорогами, с городами. Если не жечься куцымиэкономическими потребностями дня, а создавать для наших детей страну счистым воздухом и чистыми водами, придется отказаться от многих видовпромышленного производства с ядовитыми отходами. Скажут -- военнаянеобходимость диктует? Но военных необходимостей у нас _вдесятеро_меньше, чем мы делаем вид, чем мы напряженно и суетливо создаем самисебе, изобретая интересы в Атлантическом или Индийском океанах. Наближайшие полвека у нас единственная истинная военная необходимость --оборониться от Китая, а лучше вовсе с ним не воевать. Хорошоустроенный Северо-Восток есть и лучшая защита от Китая. Больше _никтона_Земле_ нам не угрожает, _никто- на нас не нападет. Мы вооружены длямирного времени многократно избыточно, мы производим массу оружия,которое потом будем менять и менять на свежее, в избытке тренируемличный состав, который и из возраста выйдет к моменту военнойнеобходимости. Со всех сторон, кроме Китая, мы имеем большой запас безопасностипо срокам, и это дает нам возможность на многие годы сильносократить военную подготовку и освободившееся бросить на экономикуи устройство жизни. Технологическая гибель -- не меньшая опасность,чем война. Пришла пора и освободить русскую юность от обязательнойвсеобщей воинской повинности, которой нет ни в Китае, ни в СоединенныхШтатах, ни в одной большой стране мира. Мы эту армию держим все из тойже генеральской и дипломатической суеты -- для престижа, из чванства;для внешнего расширения, от которого надо отказаться, физически идушевно спасая самих же себя; и еще -- от ложного представления, чтомужскую молодежь нельзя _воспитать_ государственно полезной иначе, какпропуская ее через армейский котел долгими годами. Если и будетпризнано, что мы не можем обеспечить оборону иначе, как проводя черезармию _всех_, то на много может быть сокращен срок службы иочеловечено "воспитание" в армии. При нынешнем мы как народ теряем_внутренне_ гораздо больше, чем нашагивают наши парады. Резко уменьшая вооружение, мы освободим и наше небо отнадоевших грохочущих самолетных армад, -- над нашими обширнымипространствами денно и нощно, без поры и времени, они производят своинескончаемые полеты и учения! -- с переходами звукового порога, с гуломи ревом, нарушающим быт, отдых, сон и нервы сотен тысяч людей,эффективно оглупляя их под своим гулом (все видные начальники надсвоими дачными местностями полет запрещают) -- и все это десятилетиями,ни для какого спасения страны, а -- никчемушная суета. Верните странездоровую _тишину_, без которой и не может быть здорового народа. Нынешняя городская жизнь, которой обречена уже половина нашегонаселения, совершенно противоестественна, и все вы единодушно с этимсогласны, ибо единодушно ежевечерне спасаетесь из города на загородныедачи. И все вы по вашему возрасту хорошо помните прежние доавтомобильные города -- города для людей, лошадей, собак, еще --трамваев, человечные, приветливые, уютные, всегда с чистым воздухом,зимою многоснежные, весною через заборы на улицы льются запахи изсадов; сады чуть не при каждом доме, и редко какой дом выше двухэтажей -- приятнейшая высота человеческого жилища; жители тех городовбыли не кочевники, не кочевали дважды в год, спасая детей от пылающегоада. Экономика НЕ-гигантизма, с дробной, хотя и высокой, технологией,не только позволит, но даже потребует построения рассредоточенныхгородов, мягких для человека. И вполне можно поставить на всех въездахшлагбаумы, пропуская лошадей и электрические аккумуляторные двигатели,но не ядовитые двигатели внутреннего сгорания, и в самом городе наперекрестках если нужно кому нырять под землю -- то двигателям, а нестарым, малым и больным людям. Вот такими городами пусть украсится наш растопленный отмороженныйСеверо-Восток, и на то растепление пусть грохаются дурные космическиеденьги. Правда, в прежних русских городах была еще одна особенность,уже духовная, позволявшая самым образованным людям с наслаждением житьтам и не сгущаться всем в одну семимиллионную столицу: многиепровинциальные города, не только Иркутск, Томск, Саратов, Ярославль,Казань, многие были значительными и _самостоятельными_ культурнымицентрами. А у нас сейчас разве допустим какой-нибудь самодеятельный,самомыслящий центр, кроме Москвы? Даже и Питер затускнел совсем.Бывало, в каком-нибудь Вышнем Волочке могло появиться уникальноекнижное издание большой ценности, -- а разве сейчас это допустит наша_идеология_? Нынешняя централизация всех видов духовной жизни --уродство, духовное убийство. Без таких 60-80 городов нет России какстраны, лишь какой-то безгласный придаток. Вот и тут, как на каждомместе, на каждой линии построить Россию здоровую нам мешает ИДЕОЛОГИЯ. Так каждая сторона быта неразрывно связана с душевнымсостоянием людей. Тот, кто вынужденно калечит гусеницами тракторов иликолесами огромных грузовиков не приспособленные к ним, не ожидавшие ихтравяные и проселочные дороги, или остервенелым "неподвижныммотоциклом" бензопилы на рассвете от жадности перебуживает целыйпоселок, -- становится жесток и циничен. Не случайны и эти бесчисленныепьяные и хулиганы, не дающие женщинам проходу в вечерние и праздничныечасы -- никакой милиции на них не хватит, тем более не удержит их_идеология_, претендующая, что она заменила нравственность. Достаточно поработав в школах -- и городских, и сельских, могуутверждать, что школа наша плохо учит и дурно воспитывает, а лишьразменивает и мельчит юные годы и души. Все поставлено так, чтоученикам не за что уважать свой педсовет. Школа будет истинной тогда,когда в учителя пойдут люди отборные и к тому призванные. Но для этого-- сколько средств и усилий надо потратить! -- не так оплачивать их труди не так унизительно держать их. А сейчас пединститут -- в рядуинститутов последний по своему авторитету, и взрослый мужчина стыдитсябыть школьным учителем. Абитуриенты как мухи на мед летят на военнуюэлектронику -- неужели для таких бесплодностей мы развивались тысячусто лет? Не получая нужного в школе, наши будущие граждане не многополучают и в семье. Мы много хвастаем достигнутым женским равноправиеми детскими садами и скрываем, что это все -- взамен подорванной семьи.А равноправие женщин не в том , чтобы занимать _столько_же_ рабочихмест и служебных постов, сколько мужчины, но лишь -- принципиальнаянезакрытость всех этих постов для женщины. Реально же состояниемужского заработка должно быть таково, чтобы в семье с двумя ли, счетырьмя ли детьми женщина _не_нуждалась_ бы в отдельном заработке, ненуждалась бы поддерживать семью еще и деньгами сверх своих трудов изабот. В погоне за пятилетками, за лишними руками, мы никогда недавали мужчинам такого заработка, и подрыв и разорение семей -- одна изнаших страшных плат за пятилетки. И как не сжаться сердцу стыдом ижалостью, когда мы видим наших женщин с тяжелыми носилками на мощениимостовых, на подстилке ж-д путей? Видя такую картину -- о чем еще можноговорить? В чем еще сомневаться? Чтоб освободить их от такого унижения-- как не отказаться от финансирования южноамериканских революционеров? Так почти каждое направление народной деятельности мы видимзапущенным, требующим средств, труда и терпения. Но не выше того и_досуг_, сведенный к телевизору, картам, домино и все той же водке, акто _читает_, так или спорт или шпионские детективы или все ту жеИдеологию в виде газет. Неужели это и есть тот манящий социализмкоммунизм, для которого и клались все жертвы и гибли 60-90 миллионов? Потребности _внутреннего_ развития несравненно важней для нас,как народа, чем потребности _внешнего_ расширения силы. Вся мироваяистория показывает, что народы, создавшие империи, всегда неслидуховный ущерб. Цели великой империи и нравственное здоровье пароданесовместимы. И мы не смеем изобретать интернациональных задач иплатить по ним, пока наш народ в таком нравственном разорении и покамы считаем себя его сыновьями. Еще ли нам не отказаться от Средиземного моря? А для этого прежде всего -- от идеологии.
6. ИДЕОЛОГИЯ
Эта идеология, доставшаяся нам по наследству, не только дряхла,не только безнадежно устарела, но и в свои лучшие десятилетия онаошиблась во всех своих предсказаниях, она никогда не была наукой. Примитивная верхоглядная экономическая теория, которая объявила,что только рабочий рождает ценности и не увидела вклада ниорганизаторов, ни инженеров, ни транспорта, ни аппарата сбыта. Онаошиблась, предсказывая, что пролетариат будет безгранично зажат, чтоон никогда ничего не добьется при буржуазной демократии, -- нам бысейчас так накормить его, одеть и осыпать досугом, как он получил всеэто при капитализме! Она дала маху, что благополучие европейских страндержится на колониях, -- они только освободясь от колоний и сталисовершать свои "экономические чудеса". Она прошиблась, что социалистыникогда не сумеют приходить к власти иначе, как вооруженнымпереворотом. Она просчиталась, будто эти перевороты начнутся спередовых промышленных стран -- как раз все наоборот. И как революциибыстро охватят весь мир, и как будут быстро отмирать государства -- всесплошь заблуждения, все сплошь незнание человеческой природы. И чтовойны присущи только капитализму и кончатся с ним, -- мы уже виделисамую пока долгую войну XX века, 15 и 20 лет не капитализм отвергалпереговоры и перемирие, -- и не дай нам Бог увидеть самую жестокую исамую кровавую из всех войн человечества -- войну между двумякоммунистическими сверхдержавами. Так и национализм был этой теорией в1848 году погребен как уже "пережиток" -- а найдите сегодня в мире силубОльшую! И со многим так, перечислять устанешь. Марксизм не только не точен, не только не наука, не только непредсказал _ни_единого_события_ в цифрах, количествах, темпах илиместах, что сегодня шутя делают электронные машины при социальныхпрогнозах, да только не марксизмом руководясь, но поражает марксизмсвоей экономико-механистической грубостью в попытках объяснитьтончайшее человеческое существо и еще более сложное миллионноесочетание людей -- общество. Лишь корыстью одних, ослеплением других ижаждой _верить_ у третьих можно истолковать этот жуткий юмор XX века:каким образом столь опороченное, столь провалившееся учение еще имеетна Западе стольких последователей! У нас-то их меньше всего осталось!Мы--то, отведавшие, только притворяемся поневоле... Мы видели выше, что всеми жерновами, которые топят вас, наградилвас не ваш здравый смысл, а именно наследное дряхлое ПередовоеУчение. И коллективизацией. И национализацией мелких ремесел и услуг(что сделало невыносимой жизнь рядовых граждан, но вы этого неощущаете; что нагромоздило воровство и ложь даже в повседневнойэкономике -- и вы бессильны). И необходимостью для великогоинтернационального замаха так раздувать военное развитие, что пущена впрорву вся внутренняя жизнь, и даже вот Сибирь освоить за 55 лет ненашлось времени. И помехами в промышленном развитии и перестройкетехнологии. И преследованием религии, очень важным для марксизма[* Сергей Булгаков показал (1906 г., "Карл Маркс как религиозныйтип"), что атеизм есть главный вдохновляющий и эмоциональный центрмарксизма, все остальное учение уже наворачивалось вокруг него.Яростная вражда к религии -- самое настойчивое в марксизме.], нобессмысленным и невыгодным для практических государственныхруководителей -- с помощью бездельников травить своих самыхдобросовестных работников, чуждых обману и воровству, -- и страдатьпотом от всеобщего обмана и воровства. Для верующего его вера есть_высшая_ ценность, выше той еды, которую он кладет в желудок.Задумались ли вы: зачем же эти лучшие миллионы подданных вы отрешаетеот родины? Вам как государственным руководителям это только вредно, аделаете вы это автоматически, механически, потому что марксизмнавязывает вам так. Как навязывает он вам, руководителям сверхдержавы,давать отчеты о своих действиях каким-то далеким приезжим гостям-- с другого полушария вождям невлиятельных, незначительных компартий,меньше всего озабоченных русской судьбой. Воспитанным в марксизмекажется страшным такой шаг: вдруг начать жить без этой привычнойидеологии. Но тут, по сути, выбора не осталось, сами обстоятельствазаставят сделать его, да может оказаться поздно. Национальнымруководителям России в предвидении грозящей войны с Китаем все равнопридется опираться на патриотизм и только на него. Когда Сталинначинал такой поворот во время войны, вспомните! -- Никто даже неудивился, никто не зарыдал по марксизму, все приняли как самоеестественное, наше, русское! Разумно же совершить перегруппировку силперед великой опасностью -- раньше, а не позже. Да этот отказ, тольконерешительный, уже и начат у нас давно, ибо что такое "совмещение"марксизма с патриотизмом? -- бессмыслица. Эти точки зрения можно"слить" только в общих заклинаниях,на любом же конкретном историческомвопросе эти точки зрения всегда противоположны. Это так явно, чтоЛенин в 1915 г. даже декларировал: "мы -- антипатриоты". И то былоистинно, искренне. И все 20-е годы слово "патриот" у нас значилоабсолютно то же самое, что "белогвардеец". И все это письмо, котороея сейчас кладу перед вами, есть патриотизм -- и _значит_ отрицаниемарксизма. Марксизм напротив велит не осваивать Северо-Востока иоставить наших женщин с ломами и лопатами, но торопить и финансироватьмировую революцию. В ту минуту, когда уже будут стрелять первые пушки насоветско-китайской границе, бойтесь оказаться в этой двойственнойшаткости с недостатком и нечеткостью национального самосознания внашей стране, -- вы видите, как могучая Америка проиграла маленькомуСеверному Вьетнаму, как легко сдали нервы американского общества имолодежи -- именно потому, что в Соединенных Штатах очень слабоеневыявленное национальное самосознание. Не пропустите момент! Шаг поначалу кажется трудным, а на самом деле вы очень скороиспытаете большое облегчение, отбросив эту никчемную ношу, облегчениевсего государственного устройства, всех движений в руководстве. Ведьэта идеология, доводя до острейшего конфликта наше внешнее положение,давно уже перестала помогать нам во внутреннем, как помогала в 20-е и30-е годы. Сейчас в стране _ничто_конструктивно_не_держится_ на ней,это ложная фанерная театральная колонна, которую убери -- и ничто нерухнет, ничто не поколеблется. Все в стране давно держится лишь наматериальном расчете и подчинении подданных, ни на каком идейномпорыве, вы отлично знаете это. Сегодня эта идеология уже толькоослабляет и связывает вас. Она захламляет всю жизнь общества, мозги,речи, радио, печать -- ложью, ложью, ложью. Ибо как же еще мертвомуделать вид, что оно продолжает жить, если не пристройками лжи? Всепогрязло во лжи и _все_это_знают_ и в частных разговорах открыто обэтом говорят, и смеются, и нудятся, а в официальных выступленияхлицемерно твердят то, "что положено" и так же лицемерно, со скукойчитают и слушают выступления других,-- сколько же уходит на это впустуюэнергии общества! И вы -- открывая газеты или включая телевизор, --ВЫ САМИ разве верите сколько-нибудь в искренность этих выступлений? Дадавно уже нет, я уверен. А иначе -- глухо ж вас отъединили отвнутренней жизни страны. Эта всеобщая обязательная, принудительная к употреблению ложьстала самой мучительной стороной существования людей в нашей стране --хуже всех материальных невзгод, хуже всякой гражданской несвободы. И все эти арсеналы лжи, совсем и не нужные для нашей_государственной_ устойчивости, привлекаются как налог в пользуИдеологии: связать, увязать происходившее, как оно течет, в цепкуюкогтистую умершую Идеологию, именно после того, что наше государствопо привычке, по традиции, по инерции все еще держится за эту ложнуюдоктрину, за ее ответвленные заблуждения -- она и нуждается сажать зарешетку инакомыслящего. Потому что именно ложной _идеологии_ нечемответить на возражения, на протесты, кроме оружия и решетки. Отпустите же эту битую идеологию от себя! Отдайте ее вашимсоперникам или куда она там тянется, пусть она минует нашу страну кактуча, как эпидемия и пусть о ней заботятся и в ней разбираются другие,только не мы! И вместе с ней мы освободимся от необходимости наполнятьвсю жизнь ложью. Стяните, стряхните со всех нас эту потную грязнуюрубашку, на которой уже столько крови, что она не дает дышать живомутелу нации, крови тех 66 миллионов. На ней -- вся ответственность завсе пролитое, убеждать ли мне вас, что надо поскорее скинуть ее -- ипусть подбирает, кто хочет. Я вовсе не предлагаю вам принять другую крайность --преследовать или запрещать марксизм, даже спорить против него (с нимспорить скоро никто уже и не будет, из лени одной). Я только предлагаювам -- спастись от него самим, и спасти от него свое государственноеустройство и свой народ. А для этого _только_: лишить марксизм мощнойгосударственной поддержки, и пусть он существует сам по себе, на своихногах. И пусть его пропагандируют, защищают и внедряютбеспрепятственно все желающие -- но в свободное от работы время и _нена_государственной_зарплате_. То есть, вся система агитпропа должнаперестать оплачиваться из народных средств. У многочисленныхработников агитпропа это не может вызвать негодования илисопротивления: новое положение освободить их от всяких обидных упрековв возможной корысти, оно впервые даст им возможность по-настоящемудоказать свою идейную убежденность, свою искренность. И им должно бытьтолько радостна эта двойная нагрузка: в будни, в дневное время,принять на себя продуктивный труд для страны, производить реальныеценности (любой труд, какой бы они ни избрали взамен нынешнего, будетмного продуктивнее, ибо их нынешний -- нулевой, если не отрицательный),а по вечерам, по свободным дням и в отпуска посвятит свой досугпропаганде любимого учения, бескорыстно наслаждаясь истиной! Ведьименно так поступают, например, верующие, да еще под преследованием --и считают себя духовно удовлетворенными. Какой будет замечательныйслучай не говорю проверить, но -- доказать искренность всех тех, ктодесятилетиями агитировал всех нас.
7. А КАК ЭТО МОГЛО БЫ УЛОЖИТЬСЯ?
Сказавши все это, я не забыл ни на минуту, что вы -- крайниереалисты, на том и начат разговор. Вы -- исключительные реалисты и недопустите, чтобы власть ушла из ваших рук. Оттого вы не допуститедоброю волей двух -- или многопартийную парламентскую систему у нас, выне допустите реальных _выборов_, при которых вас могли бы не выбрать.И на основании реализма приходится признать, что это еще долго будетв ваших силах. Долго, но -- не вечно. Предложив диалог на основании реализма, должен и я сознаться,что из русской истории стал я противником всяких вообще революций ивооруженных потрясений, значит, и в будущем тоже: и тех, которых выжаждете (не у _нас_), и тех, которых вы опасаетесь (у нас). Изучениемя убедился, что массовые кровавые революции всегда губительны длянародов, среди которых они происходят. И среди нашего нынешнегообщества я совсем не одинок в этом убеждении. Всяким поспешнымсотрясением смена нынешнего руководства (всей пирамиды) на другихперсон могла бы вызвать лишь новую уничтожающую борьбу и навернякаочень сомнительный выигрыш в качестве руководства. В таком положении что ж остается нам? Приводить утешительныесоображения о зелености винограда. Аргументировать довольно искренно,что мы -- не поклонники того буйного "разгула демократии", когда каждыйчетвертый год политических деятелей и даже всей страны чуть неполностью ухлопывается на избирательную кампанию, на угождение массе,и на этом многократно играют не только внутренние группировки, ноиностранные правительства; когда суд, пренебрегая обеспеченной емунезависимостью, в угождение страстям общества объявляет невиновнымчеловека, во время изнурительной войны выкравшего и опубликовавшегодокументы военного министерства. Что даже и в демократии устоявшейся,видим мы немало примеров, когда ее роковые пути избраны в результатеэмоционального самообмана или случайного перевеса, даваемого крохотнойнепопулярной партией между двух больших -- и от этого ничтожногоперевеса, никак не выражающего волю большинства (а и воля большинстване защищена от ложного направления), решаются важнейшие вопросыгосударственной, а то и мировой политики. Да еще эти частые теперьпримеры, когда любая профессиональная группа научилась вырывать себелучший кусок в любой тяжелый момент для своей нации, хоть вся онапропади. И уж вовсе оказались беспомощным самые уважаемые демократииперед кучкою сопливых террористов. Да, конечно: свобода -- нравственна. Но только до известногопредела, пока она не переходит в самодовольство и разнузданность. Так ведь и _порядок_ -- не безнравственен, устойчивый и покойныйстрой. Тоже -- до своего предела, пока он не переходит в произвол итиранию. У нас в России, по полной непривычке, демократия просуществовалавсего 8 месяцев -- с февраля по октябрь 1917 года. Эмигрантскиегруппы к-д и с-д, кто еще жив, до сих пор гордятся ею, говорят, что_им_ ее загубили посторонние силы. На самом деле та демократия былаименно _их_ позором: они так амбициозно кликали и обещали ее, аосуществили сумбурную и даже карикатурную, оказались неподготовлены кней прежде всего сами, тем более была неподготовлена к ней Россия.А за последние полвека подготовленность России к демократии, кмногопартийной парламентской системе, могла еще только снизиться.Пожалуй, внезапное введение ее сейчас было бы лишь новым горевымповторением 1917 г. Записывать ли нам себе в демократическую традицию -- соборыМосковской Руси, Новгород, раннее казачество, сельский мир? Илиутешиться, что и тысячу лет жила Россия с авторитарным строем -- и кначалу XX века еще весьма сохраняла и физическое и духовное здоровьенарода? Однако, выполнялось там важное условие: тот авторитарный стройимел, пусть исходно, первоначально, сильное нравственное основание --не идеологию всеобщего насилия, а православие, да древнее, семивековоеправославие Сергия Радонежского и Нила Сорского, еще не издерганноеНиконом, не оказененное Петром. С конца московского и весьпетербургский период, когда то начало исказилось и ослабло, -- привнешних кажущихся успехах государства авторитарный строй сталклониться к упадку и погиб. Но и русская интеллигенция, больше столетия все силы клавшаяна борьбу с авторитарным строем, -- чего же добилась с огромнымипотерями и для себя и для простого народа? Обратного конечнорезультата. Так может быть следует признать, что для России этот путьбыл неверен или преждевременен? Может быть на обозримое будущее, хотиммы этого или не хотим, назначим так или не назначим, России все равносужден авторитарный строй? Может быть, только к нему она сегоднясозрела?.. Все зависит от того, какой авторитарный строй ожидает нас идальше? Невыносима не сама авторитарность, но -- навязываемаяповседневная идеологическая ложь. Невыносима не столько авторитарность-- невыносимы произвол и беззаконие, непроходимое беззаконие, когда вкаждом районе, области или отрасли -- один властитель, и все вершитсяпо его единой воле, часто безграмотно и жестоко. Авторитарный стройсовсем не означает, что законы не нужны или что они бумажны, что онине должны отражать понятия и волю населения. Авторитарный строй -- незначит еще, что законодательная, исполнительная и судебная власти несамостоятельны ни одна и даже вообще не власти, но все подчиняютсятелефонному звонку от единственной истинной власти, утвердившей самасебя. Я напомню, что СОВЕТЫ, давшие название нашему строю ипросуществовавшие до 6 июля 1918 года, никак не зависели от Идеологии-- будет она или не будет, но обязательно предполагали широчайший советвсех, кто трудится. Остаемся ли мы на почве реализма или переходим в мечтания,если предложим восстановить хотя бы реальную власть _советов_? Незнаю, что сказать о нашей конституции, с 1936 г. она не выполняласьни одного дня и потому не кажется способной жить. Но может быть -- иона не безнадежна? Оставаясь в рамках жестокого реализма, я не предлагаю вамменять удобного для вас размещения руководства. Совокупность всех тех,от верху до низу, кого вы считаете действующим и желательнымруководством, переведите, однако, в систему советскую. А впредь оттого любой государственный пост пусть не будет прямым следствиемпартийной принадлежности, как сейчас. Освободите и свою партию отупреков, что люди получают партийные билеты для карьеры. Дайтевозможность некоторым работящим соотечественникам тоже продвигаться погосударственным ступеням и _без_ партийного билета -- вы и работниковполучите хороших и в партии останутся лишь бескорыстные люди. Вы,конечно, не упустите сохранить свою партию как крепкую организациюединопособников и конспиративные от масс ("закрытые") свои отдельныесовещания. Но расставшись с Идеологией, лишь бы отказалась ваша партияот невыполнимых и ненужных нам задач мирового господства, а исполнилабы национальные задачи: спасла бы нас от войны с Китаем и оттехнологической гибели. Эти задачи и благородны и выполнимы. Не должны мы руководиться соображениями политического гигантизма,не должны замышлять о судьбах других полушарий, от этого надоотказаться навек, это наверняка все лопнет, другие полушария и теплыеокеаны будут развиваться все равно без нас, по-своему, и тем никтоиз Москвы не управит и того никто не предскажет даже в 1973 году,а тем более Маркс из 1848-го. Руководить нашей страной должнысоображения _внутреннего_, нравственного, здорового развития народа,освобождения женщины от каторги заработков, особенно от лома и лопаты,исправления школы, детского воспитания, спасения почвы, вод, всейрусской природы, восстановления здоровых городов, освоения СевероВостока -- и никакого Космоса и никаких всемирноисторическихзавоеваний и придуманных интернациональных задач: другие народы ничутьне глупее нас, а есть у Китая лишние деньги и дивизии -- пусть пробует. Учил нас Сталин -- и вас и всех нас, что _благодушие_ есть"величайшая опасность", то есть добрая душа правителей -- величайшаяопасность! Это нужно было ему так для его замысла -- уничтожатьмиллионы подданных. Но если у вас нет этой цели -- так отречемся от егопроклятой заповеди! Пусть авторитарный строй -- но основанный не на"классовой ненависти" неисчерпаемой, а на человеколюбии -- и не кблизкому своему окружению, но искренно -- ко всему своему народу. Исамый первый признак, отличающий этот путь -- великодушие, милосердие кузникам. Оглянитесь и ужаснитесь: с 1918 по 1954 год и с 1958 посегодня _ни_один_человек_ не был у нас освобожден из заключениядвижением доброй души! Если кого и выпускали изредка, то по голомуполитическому расчету: насколько уже сломлен духом или наскольконестерпимо давит мировая общественность. Уж конечно придетсяотказаться навек от психиатрического насилия и от негласных судов, иот того жестокого безнравственного мешка лагерей, где провинившихся иоступившихся калечат дальше и уничтожают. Чтобы не задохнулись страна и народ, чтобы они имеливозможность развиваться и обогащать нас же идеями, свободно допуститек честному соревнованию -- не за власть! за истину! -- всеидеологические и все нравственные течения, в частности _все_религии_ --их некому будет преследовать, если их гонитель марксизм лишитсягосударственных привилегий. Но допустите честно, не так, как сейчас,не подавляя в немоте, допустите его с молодежными духовнымиорганизациями (не политическими совсем), допустите их с правомвоспитывать и учить детей, с правом свободной приходской деятельности.(Сам я не вижу сегодня никакой живой духовной силы, кромехристианской, которая могла бы взяться за духовное исцеление России.Но я не прошу и не предлагаю ей льгот, а только: честно -- неподавлять.) Допустите свободное искусство, литературу, свободноекнигопечатание не политических книг, Боже упаси! ни воззваний! непредвыборных листовок -- но философских, нравственных, экономических исоциальных исследований, ведь это все будет давать богатый урожай,плодоносить -- в пользу России. Такая свободная колосьба мыслей быстроизбавит вас от необходимости все новые идеи с запозданием переводить сзападных языков, как это происходит все полвека, вы же знаете. Чего вам опасаться? Неужели это так страшно? Неужели вы такнеуверены в себе? У вас остается вся неколебимая власть, отдельнаясильная замкнутая партия, армия, милиция, промышленность, транспорт,связь, недра, монополия внешней торговли, принудительный курс рубля, --но дайте же народу дышать, думать и развиваться! Если вы сердцемпринадлежите к нему -- для вас и колебания не должно быть! А еще ведь и такая потребность бывает в человеческой душе --искупление прошлого?.. Покажется, что я уклонился с первоначальной платформы реализма?Но я напомню исходное предположение: что вы не чужды отцам, дедам ирусским просторам. Но я повторяю вышесказанное: мудро прислушатьсяк советам раньше крайней необходимости. Вы можете с негодованием или смехом отбросить соображениякакого-то одиночки, писателя. Но с каждым годом то же самое будетнастойчиво предлагать вам жизнь -- по разным поводам, в разное время, сразными формулировками -- но именно это. Потому что это осуществимыйплавный путь спасения нашей страны, нашего народа. И -- вас самих, кстати. Ведь наступит грозный час -- и вы опятьвоззовете к этому народу, не к мировому коммунизму. И даже ваша судьба-- _даже_ваша_! -- будет зависеть от нас. Конечно, такие решения не принимаются в неделю. Но сейчас выимеете возможность совершить этот переход спокойно -- хоть в три года,хоть в пять, хоть, со всем процессом, и в десять. Лишь бы начать -- ужесейчас, лишь бы решиться -- уже сейчас. Потом жизнь выставит требованияи неотложней, и резче. Ваше заветное желание, чтобы наш государственный строй иидеологическая система не менялись и стояли вот так веками. Но так вистории не бывает. Каждая система или находит путь развития илипадает. Невозможно вести такую страну, исходя из злободневных нужд: в1942 году осуждать Неру как клику за его национально-освободительноедвижение (подрывал военные усилия наших союзников англичан), в 1956году лобызаться с ним. И то же с Тито, и со многими, многими. Веститакую страну -- нужно иметь национальную линию и постоянно ощущать засвоими плечами все 1100 лет ее истории, а не только 55 лет, всю ее. Вы заметите, конечно, что это письмо не преследует никакихличных целей. Я из вашей скорлупы вырос уже все равно, написанные мноювещи будут все равно напечатаны, помимо вашего дозволения или запрета.Все, что я сказал -- я уже сказал. Мне -- тоже 55 лет, и я, кажется,доказал многими своими шагами, что не дорожу материальными благами иготов пожертвовать жизнью. Для вас такой тип жизнеощущения необычен --но вот вы наблюдаете его. Этим письмом я тоже беру на себя тяжелую ответственность передрусской историей. Но не взять на себя поиска выхода, но ничего непредпринять -- ответственность еще большая.
А. Солженицын
5 сентября 1973 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий