вторник, 8 мая 2007 г.

Только тем у кого есть маленькие дети (или будут)(или были).

Вредная сказка Мама, как же я вырасту без "Растишки"?Взрослые по большей части ненавидят рекламу или как минимум недоверяют ей. А вот дети рекламу, в первую очередь телевизионную,просто обожают. И если сказки из детских книжек - несбыточные, далекиеи с обязательной моралью, то рекламные "сказки" короткие,незамысловатые, вполне реальные. Они не "нагружают" маленькогозрителя, не намекают, не поучают, ничего не запрещают. Реклама всегдаяркая, броская, динамичная, в ней все красиво, светло, благополучно.Эти неправдоподобные и навязчивые сюжеты мы, взрослые, "пролистываем",словно назойливую страницу в теле-меню. Но для ребенка, с егомарсианским пока восприятием, именно реклама становится откровением ипутеводителем среди "плохого" и "хорошего". Наша машина умрет без"калгора"? Первый интерес моего четырехлетнего сына к рекламе началпроявляться год назад. Смотрел он ее гораздо внимательней, чемпередачи, старательно запоминал торговые марки. Забеспокоилась янесколько месяцев спустя, когда сын начал требовать покупки "помотивам" недавно увиденной рекламы. Отправившись со мной веженедельный поход за продуктами в супермаркет, Сережа стал проситьторт "Домашнє свято". Купить торт я могла, но знала, что сын не любитвафли. Давай купим твое любимое печенье, - увещевала я, - или зефир.То, что ты будешь кушать. А это вафельный торт, ты же не любишьвафли…. Однако никакие мои уговоры не подействовали. Я уступила ипотом ела весь торт сама - Сережа осилил только маленький кусочек.Следующим "испытанием рекламой" стал кетчуп "Торчин". Три дня ребенокрассказывал мне, что его надо добавлять ко всем нашим блюдам. Ярассердилась и не купила кетчуп принципиально. Через месяц Сережаудивил меня еще больше: проснувшись утром в выходной, я обнаружила егообдумывающим какую-то серьезную задачу. - Наша машина сломается иумрет, - заявил мне сын, - если ты не купишь "калгор". Что-что? - яникак не могла спросонья понять, о чем он толкует. "Калгор", мама,надо "калгор" для нашей машинки, - начал объяснять Сергей. Ах,"Калгон"… Ясно, я никогда больше не включу тебе телевизор -обозлившись, пообещала я. Сережа расплакался, он боялся, что машинасломается и ему придется ходить в грязном. Все это меня изряднонапугало - как объяснить ребенку, что не все, что хвалят, стоитпохвалы? Кроме того, рекламные обещания между собой не согласованы,часто противоречат друг другу, а малолетнее чадо не знакомо с законамиконкуренции. Так что я даже не удивилась, когда стали появлятьсявопросы по типу: что все-таки лучше - порошок, "как русалочка"("Ариэль") или другой порошок - "от лисички" ("Лоск"), а также веситли "легкий" майонез меньше "тяжелого"… От родителей Сережиныходногруппников по детсаду и воспитательниц я узнала, что не толькомоего малыша беспокоят рекламные россказни. Дети вспоминали рекламныеслоганы, дразнились ими, хвастались покупками "как в рекламе" -рекламные образы становятся объектом для подражания. Дальше - больше.С началом выборов с экрана заговорили не только торговые марки, но ивсевозможные хорошие "дяди". Каждый обещал золотые горы. Тут ивзрослые не знали, кому верить, а ребенок и вовсе запутался. - Кого женам выбрать, мама? - не раз с тревогой спрашивал малыш. "Это мыло намне надо…" Однажды в транспорте Сергей ни с того ни с сего спросил,есть ли у меня прокладки. Мой сын не знает, зачем они нужны, однакоубежден, что такие должны быть у каждой красивой тети. Ситуация,конечно, почти анекдотичная, но за ее комизмом гораздо более серьезнаяпроблема. Реклама продает нам йогурты и стиральные порошки, но за нимиясно просматривается другой коммерческий образ - полноценнаяобеспеченная семья, двое родителей, сын и дочка, своя квартира,детская комната, машина, путешествия… Но купив йогурт, я не куплю всеэто моему сыну. Что делать тем, у кого нет денег, возможностей илиэлементарного желания жить так, как это продемонстрировано на экране.В последние выходные мы опять пошли вместе за покупками. Денег хваталолишь на необходимое, потому я уговорила Сережу обойтись без любимыхйогуртов и сладостей. Дома я заметила его встревоженную мордашку. Тычего грустишь? - попыталась разговорить его я. Мама, а если я не будуесть "Растишку" всю неделю, я что не буду расти все это время?! -неожиданно расплакался Сергей. Конечно, будешь, - успокоила я, - тыведь растешь не благодаря "Растишке", другие продукты тоже помогают, ая вообще без всяких "растишек" выросла вон какая большая… Однако самуменя такая реакция ребенка не на шутку взволновала - после этогослучая я обратилась к детскому психологу в киевский "Центр семьи".Психолог Елена Лукьяненко посоветовала меньше включать ребенкутелевизор, а во время рекламных роликов менять канал. Помните, реклама- это технология, это программирование зрителя, - рассказывает Елена.- С младенчества дети подвержены рекламным уловкам гораздо больше, чемвзрослые. У нас хоть есть какой-то "иммунитет" на рекламу, своемнение. Дети открыты, все принимают за чистую монету. Семимесячныймалыш оторвется от любимой игры во время рекламы и повернется кэкрану. Дети, еще не осознавая происходящего в рекламном ролике, ужесмеются и хлопают в ладоши. Согласитесь, это заставляет задуматься,какой такой "рекламный" импульс действует на малыша. Что с этим можносделать? Попробуйте изменить восприятие вашего малыша, подайтерекламу, как сказку, придуманную историю, нечто сродни "мультяшному"волшебству. А на конкретные вопросы и требования отвечайте правдиво иуверенно. Если вы не согласны, что рекламируемый товар подойдетребенку, так и скажите ему - мол, это мыло нам не надо, у нас естьдругое и оно еще лучше… -- С уважением, Нестерец

Комментариев нет: