Уж стараюсь пореже о ней противной, но последний Шендерович ("Вздыхаю и кричу") спровоцировал. Итак - мы глазами от туда.
------------------------------------------------------------
Почему Западу не стоит опасаться угрожающего позерства г-на Путина ("Daily Mail", Великобритания)
Макс Гастингс (Max Hastings), 23 августа 2007
Кадры напоминают классический эпизод времен 'холодной войны', но отсняты они были на прошлой неделе: гигантский российский бомбардировщик 'Медведь' [Bear - натовское обозначение для Ту-95 - прим. перев.] сопровождают над Северной Атлантикой истребители британских ВВС. { Ту - 95, принят на вооружение в 1956 г. Нам больше известен его гражданская копия (кресла вместо бомб) - Ту - 114 (прим. мое)}
После распада СССР российские военные самолеты десять с лишним лет почти никогда не приближались к воздушному пространству Великобритании. Однако сегодня, в рамках путинской 'игры мускулами', российские бомбардировщики возобновили дальние разведывательные полеты в западном направлении, снабжая британское командование 'фотоуликами', доказывающими, что наш новейший истребитель 'Тайфун' - не просто дорогостоящая и ненужная игрушка, как думают некоторые.
Путин не упускает ни одного случая, чтобы заявить о притязаниях своей страны, публично 'стукнуть кулаком по столу'. Во вторник, побывав на крупнейшем за последние годы российском авиасалоне, он пообещал, что правительство увеличит производство военных и гражданских самолетов.
'Россия, у которой появились сегодня новые экономические возможности, будет и дальше самое пристальное внимание уделять высоким технологиям, их развитию', - заявил Путин.
Две недели назад миру продемонстрировали видеопленку, показывающую, как российский батискаф устанавливает государственный флаг в точке Северного полюса. Москва, видимо для красоты, дополнила этот репортаж ворованными кадрами из голливудского фильма 'Титаник'.
Командующий российским флотом заявляет о возобновлении постоянного военно-морского присутствия в Средиземном море с использованием заброшенной советской военно-морской базы на побережье Сирии. Усиливается напряженность в отношениях Москвы с бывшими советскими республиками - особенно Грузией, Украиной и прибалтийскими государствами.
И все это происходит на фоне общих тенденций, которые и без того беспокоят многих за пределами России. Много лет на Западе превозносили Владимира Путина как лидера, заботливо взращивающего нарождающуюся российскую демократию; теперь он сполна проявил свою истинную сущность - офицера КГБ (в прошлом) и беспощадного 'самодержца' (в настоящем). Даже если в будущем году он не станет баллотироваться на новый срок (для этого потребовалось бы внести поправки в конституцию), путинский преемник станет 'клоном' нынешнего президента, которого он подберет лично.
Российской демократии приходит конец. Мы вновь имеем дело с хорошо знакомым по прошлым временам рычащим медведем, с новым культом личности в Москве, с шантажом в качестве главного инструмента внешней политики, с царским режимом, пусть и под другим названием.
Большинство россиян это, конечно, устраивает. Именно такая власть кажется понятной и близкой стране, где у таксистов на ветровом стекле и сегодня красуется портретик Сталина. Десятилетний период демократии ассоциируется здесь с хаосом, галопирующей инфляцией, и унизительно-покровительственным отношением со стороны Запада.
Теперь в стране хотя бы отчасти воцарился 'порядок', который так ценят россияне - пусть поезда по-прежнему не приходят по расписанию. Они видят, что их лидер твердо отстаивает 'величие' России, и бешено аплодируют презрительному 'нет' Москвы в ответ на требование Британии выдать бывшего гэбэшника, подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко в Лондоне.
В американских планах размещения элементов новой системы ПРО в Восточной Европе они видят провокацию, и злорадствуют по поводу катастрофы, постигшей американцев в Ираке.
Надежды Запада на дружеские отношения с Москвой оказались недолговечными - впрочем, они всегда отличались чрезмерным оптимизмом. Резкий разрыв в уровне благосостояния между ними и нами подпитывает комплекс неполноценности, традиционно свойственный России. Западные страны добились богатства и успеха, а российское общество практически во всех отношениях выглядит несостоятельным.
Из-за падения рождаемости численность населения резко сокращается, а алкоголизм приобрел характер национального бедствия. Достижения российской науки и промышленности ограничиваются узкой сферой военных и авиакосмических технологий, но наладить производство потребительских товаров, которые захотел бы купить кто-нибудь, кроме самих россиян, просто не имеющих другого выбора, они не в состоянии. Вы когда-нибудь слышали, чтобы иностранец по доброй воле сел за руль российской машины, или пользовался сделанным в России компьютером? Эта страна неспособна производить тостеры и микроволновые печи, стиральные машины или газовые плиты, которые нашли бы сбыт в любой другой стране - за исключением разве что Кубы.
Российская финансовая система примитивна и коррумпирована. В условиях общемирового дефицита энергоносителей Запад приходит в ужас от стремления россиян самостоятельно эксплуатировать свои нефтегазовые месторождения, а не доверить это иностранцам - ведь из-за низкой квалификации и устаревших технологий они наверняка лишь испортят все дело.
Только фантастические природные богатства страны позволяют Путину горделиво расхаживать по авансцене. Благодаря росту нефтегазовых цен в кремлевскую казну потоком льются деньги. После долгих лет, когда Россия не могла свести концы с концами без западных кредитов, у Москвы появились свободные средства - и она их 'прожигает' вовсю. Именно поэтому Путин может говорить о разработке высокотехнологичных самолетов нового поколения и создании собственной системы ПРО.
Впрочем, подобное 'надувание щек' призвано в первую очередь произвести впечатление на внутриполитическую аудиторию. Структурные проблемы, одолевающие страну, никуда не делись. Помимо горстки мегаполисов, российские города напоминают мусорные свалки. Лишь очень немногие потребители в стране - даже представители образованного среднего класса - пользуются теми бытовыми удобствами, которые любая британская или американская семья воспринимает как нечто само собой разумеющееся.
Господствующие позиции в российском обществе занимает кучка подобранных Путиным олигархов: в обмен на полную поддержку политики Кремля им разрешается сколачивать гигантские состояния.
В путинском мировоззрении нет места для понимания того, что все эти проблемы, связывающие Россию по рукам и ногам, вряд ли позволят ей выбраться из нынешней трясины. Нет никаких признаков, позволяющих утверждать, что она способна добиться такого же экономического прогресса, как Китай или даже Индия.
Можно лишь пожалеть российский народ, чье будущее выглядит все мрачнее. Внутриполитические репрессии в стране сегодня не столь суровы, как в бывшем СССР, однако год за годом из СМИ и политических институтов изгоняется свобода слова. Журналисты, высказывающие независимое мнение, гибнут, но никого - включая самого Путина - это не волнует.
Западную Европу, которая приобрела нездоровую зависимость от российской нефти и газа, скорее всего ждут нелегкие времена: нынешний президент и его преемники, шантажируя партнеров прекращением поставок, будут выбивать из них максимальные уступки. Россия, конечно, не может здесь перегнуть палку: наши деньги нужны ей не меньше, чем нам - ее энергоносители. Однако Москва не упустит ни одной возможности применить принцип 'разделяй и властвуй', стравливая страны-клиенты между собой - эту тактику она уже использует, и не без успеха.
Тем не менее, даже сейчас, когда громадные и страшноватые 'медведи'-бомбардировщики испытывают на прочность нашу оборону, было бы ошибкой думать, что мы стоим на грани новой войны с Россией, или что такая война в принципе вероятна. Сегодня мир уже совсем не тот, что 40-50 лет назад, в самый тревожный период 'холодной войны'. Россия по сути - слабая страна, чей президент пытается - порой нелепыми способами - преподнести ее всему миру как сильную. Он хочет, чтобы Россия пользовалась престижем на мировой арене. А поскольку завоевать уважение своим благосостоянием, научными достижениями, успехами в финансовой или социальной сфере она не в состоянии, он - как это столетиями делали его предшественники - пытается добиться такого пиетета, слегка нас припугнув. Однако ничто не говорит о том, что Россия действительно хочет войны.
Путин - лишь обычный 'школьный хулиган', действующий старомодными методами. Мы вполне можем посмеяться над его позерством - а когда его требования выглядят откровенно возмутительными, следует давать ему твердый отпор. Членам 'большой восьмерки' - этого клуба мировых держав - пора научиться вести себя с русскими не столь любезно, ведь жесткий разговор - это единственное, что они понимают и уважают.
Российский президент руководит бандитской системой, но это в общем, трагедия лишь для самого российского народа. Мы, слава богу, не живем в путинской стране, и бояться ее нам не следует - ведь именно этого Москва и добивается.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий