вторник, 4 сентября 2007 г.

Память

История, которую вы запомните на всю жизнь
Студент сидел в ожидании неизвестного, испуганный, робкий и словно зачарованный. Это было первое в его жизни занятие в университете. Его, как и других студентов группы, предупредили, что профессор Кларк - не только лучший выпускник университета по специальности "английский язык и литература" за всю его историю; он также имел привычку смотреть на студентов с высоты своего гения и не упускал случая их "подковырнуть" или "зарубить", используя свой могучий интеллект. Ко всему этому профессор опаздывал на занятие, усугубляя и без того высокое психологическое напряжение.
Профессор Кларк с невозмутимым видом вошел в аудиторию и окинул пронзительным взором лица студентов.
Вместо того чтобы проследовать за свой стол, как можно было ожидать, он встал перед ним, лицом к аудитории, сцепив руки за спиной, и произнес с заметной иронией в голосе: "Первый курс английского?.. Оглашаю список". И начал выпаливать, как пулемет, фамилии настороженно притихших студентов:
"Абрамсон?" - "Есть"
"Адамс?" - "Есть"
"Барлоу?" - "Есть"
"Буш?" - "Есть"
"Бьюзен?" - "Есть"
Дойдя до очередной фамилии, он выкрикнул: "Картланд?" - за чем Последовала гробовая тишина. Посуровев, профессор, как некогда великий инквизитор, стал медленно обводить испепеляющим взглядом лица студентов, словно ожидая, пока кто-нибудь не "признается" в том, что носит названную фамилию. Не получив ответа, он сделал глубокий вдох и начал произносить со скоростью, вдвое превышающей нормальный темп речи: "Джереми Картланд, 2761 Вест-Терд-Авеню, домашний телефон 794 6231; дата рождения: 25 сентября 1941 года; мать: Джейн, отец: Гордон;... Картланд!". Нет ответа! Тишина становилась невыносимой, пока, наконец, профессор выбрав нужный момент, не объявил, как будто ставя точку "Отсутствует!".
В таком же духе профессор продолжал оглашать список, ни разу не запнувшись. Когда студент, фамилию которого он на звал, оказывался отсутствующим, профессор проделывал ту же процедуру, что и в самый первый раз - с Картландом, то есть выдавал исчерпывающие сведения об отсутствующем, хотя всем было ясно, что он не мог знать, в этот первый день занятий, кто будет присутствовать, а кто нет; и все это несмотря на то, что он, скорее всего, никогда никого из названных им студентов до этого и в глаза не видел. По мере того как про-фессор Кларк все далее следовал по списку, всем стало вполне очевидным, что он знал и просто потрясающе помнил наизусть, во всех мельчайших подробностях, биографическую информацию о каждом из присутствующих.
Когда список закончился и он выкрикнул последнее имя: "Зиготски?" - на что получил ответ: "Есть!" - профессор окинул присутствующих взглядом с явной толикой насмешки и иронически улыбаясь: "Выходит, Картланд, Чэпмен, Харкстоун, Хьюс, Лаксмор, Мире и Тови отсутствуют!". Он сделал паузу и добавил: "Я отмечу это для себя... на потом!".
Сказав это, он повернулся к двери и покинул аудиторию, в которой воцарилась гробовая тишина.
Для зачарованного студента, о котором было сказано вначале, это оказалось поворотным моментом в жизни, когда на его глазах "недоступная мечта" стала явью: мечта о том, чтобы овладеть, путем тренинга, своей памятью, превратив ее в безотказный инструмент на все случаи жизни.
Запомнить имена, даты рождения и смерти, а равно и другие важные факты из жизни выдающихся художников, композиторов, писателей и других "великих мира сего"! Без особого труда выучить иностранные языки! Удерживать в памяти огромные объемы информации по биологии и химии!
Быть в состоянии запомнить перечень фактов любого объема! Иметь память, сравнимую с памятью профессора Кларка!
Студент вскочил с места, выбежал из аудитории и нагнал профессора в коридоре. Вопрос, который он скорее выпалил, нежели произнес, прозвучал так, словно от этого зависела вся его жизнь: "Сэр, как вам это удается?". С тем же высокомерным видом профессор ответил: "Все дело в том, молодой человек, что я - гений!". И повернулся, чтобы проследовать дальше, будто не слыша, как студент промямлил, запинаясь: "Да, сэр, я понимаю, но все-таки, как вам это удается?!".
В течение последующих двух месяцев он не отставал от "гения" с расспросами, и тот со временем стал привечать пытливого молодого человека и как-то, по большому секрету, рас-крыл ему "волшебную формулу", позволившую профессору построить мнемоническую систему, так изумившую студентов в тот памятный первый день.
На протяжении последующих 20 лет наш студент досконально изучил все книги, которые он смог найти, по технике запоминания, творческому мышлению и природе человеческого мозга, задавшись целью создать новую мнемоническую систему, способную превзойти достижения профессора Кларка.



Доказательство того, что ваша память в состоянии функционировать лучше: простая и эффективная система связного изложения

Краткий обзор главы
o Тест
o Запоминаем планеты Солнечной системы
Тест на проверку собственной памяти, который вы вскоре проделаете, касается планет нашей с вами Солнечной системы. Исследуя проблемы памяти на протяжении последних двадцати пяти лет, я обнаружил, что о любой тысяче человек в среднем можно сказать следующее:
1. Девятьсот человек из 1000 в прошлом учили и какое-то время помнили названия всех планет.
2. Каждому человеку на каком-то отрезке жизни "преподносили" эту информацию либо в школе, либо в газетах, либо на экранах телевизоров, причем общее число таких "учебных" часов варьируется от 10 до 100.
3. Сто человек из 1000 полагают, что им известно, сколько планет насчитывает Солнечная система.
4. Сорок из 1000 уверены в том, что точно знают, сколько планет в Солнечной системе.
5. Десять полагают, что им известен порядок расположения планет Солнечной системы.
6. Десять из 1000 готовы биться об заклад, что знают это совершенно точно!
Причиной столь удручающего положения вещей является то, что нас совершенно не учат, как следует запоминать информацию.
Проверьте свои знания в этой области, ответив на следующие вопросы:
o Приходилось ли вам запоминать сведения о планетах Солнечной системы, и если да, то с какой попытки и за какой промежуток времени вы осилили эту задачу?
o Известно ли вам принятое на сегодняшний день количество планет в Солнечной системе?
o Можете ли вы назвать каждую из них?
o Известен ли вам порядок, в котором расположены планеты Солнечной системы?
Тест
Напишите по памяти названия всех планет Солнечной системы. Подставьте названия планет в соответствии с их предполагаемым порядковым номером (от 1 до 9). Когда закончите, сверьтесь с правильным перечнем . Ставьте себе 1 балл за каждый правильный ответ. Если вы правильно назвали планету, но присвоили ей неверный порядковый номер, вашим баллом будет 0. Ведь это почти то же, что перепутать цифры в выученном наизусть телефонном номере! Средний суммарный балл за этот тест во всем мире составляет одну целую и сколько-то десятых, поэтому не расстраивайтесь, если ваша оценка окажется ниже, чем вы предполагали.
Запоминаем планеты Солнечной системы
Следующее интеллектуальное упражнение навсегда изменит ваш взгляд на то, как следует пользоваться памятью, послужит ее дополнительной тренировке и позволит вам запо-мнить столько, сколько другие люди не способны усвоить за всю свою жизнь!
Внимательно следуйте указаниям, свободно предавайтесь полету фантазии и готовьтесь к тому, что в итоге результат покажется вам просто изумительным.
В Солнечной системе насчитывается девять планет.
Начиная от ближайшей к Солнцу, порядок их таков:
1. Меркурий (малая)
2. Венера (малая)
3. Земля (малая)
4. Марс (малая)
5. Юпитер (большая)
6. Сатурн (большая)
7. Уран (большая)
8. Нептун (большая)
9. Плутон (малая)
Для того чтобы запомнить планеты и их порядок на всю жизнь, вам предлагается, используя свое воображение, собрать их все воедино так, чтобы получился связный и в то же время образный, "фантастический" рассказ. Если будете следовать нашим указаниям по составлению, то окажется, что его труднее забыть, нежели запомнить.
Вообразите, что прямо перед вами, там, где вы сейчас читаете, славное наше СОЛНЦЕ. Постарайтесь, чтобы получился предельно ясный мысленный образ, чтобы вы ощущали тепло, исходящее от него, и восхищались его ослепительным ярко-оранжевым сиянием. Теперь вспомните "солнце" поменьше (речь идет о небольшой планете), но не менее яркое, а точнее - кумира миллионов людей в недавние годы, английского певца и композитора Фредди МЕРКЮРИ (эта фамилия почти в точности соответствует русскому названию планеты МЕРКУРИЙ), чья безвременная смерть от СПИДа стала подлинной трагедией для многих любителей современной музыки.
Вообразите его на залитом солнцем стадионе, чарующим зрителей своим волшебным голосом. Теперь представьте: концерт настолько хорош, что привлек внимание богини, красивейшей из всех и достаточно миниатюрной (это опять-таки малая планета!), как и подобает "женственнейшей из женственных". Представьте ее во плоти, оденьте (что совсем не обязательно!), выберите для нее подобающий аромат духов, в общем, представьте ее такой, какой ей полагается, по-вашему, быть. Как же нам назвать нашу богиню? Конечно же,
ВЕНЕРА!
Постарайтесь добиться максимальной живописности образа Венеры. Теперь представьте себе, как она подбирает с травы яркий металлический шар и бросает его вверх, отчего тот, получив чудовищное ускорение от могучей руки на первый взгляд хрупкой богини, совершает межпланетный перелет (вы явственно видите его траекторию благодаря блестящей, отра-жающей Солнце поверхности шара) и падает с глухим стуком прямо к вам в сад, завершив свой многокилометровый путь. Удар настолько силен, что вы чувствуете легкую дрожь почвы, вызванную им!
А где расположен ваш сад? Конечно, на планете ЗЕМЛЯ! От силы удара шара в почве образуется приличного размера кратер, и комья земли (ЗЕМЛИ) дождем падают на территорию вашего соседа.
Ваш сосед представляется вам маленьким (это тоже малая планета), краснолицым (она имеет красный цвет), сердитым и воинственным типом, к тому же с аппетитным шоколадным батончиком в руке! И как зовут этого "бога войны"? Конечно, это МАРС.
Марс в ярости от того, что вы, как ему кажется, швыряете в него комьями земли, и он уже готов отплатить вам тем же, когда на сцене появляется настоящий гигант, со столь тяжелой поступью, что от его шагов сотрясаются сами основы (и вы должны чувствовать, как они сотрясаются!) бытия. Представьте его величиной с небоскреб и постарайтесь придать его образу такую же отчетливость, как ранее Венере. Он велит Марсу утихомириться, на что тот с готовностью соглашается, поскольку этот гигант, на лбу которого сияет золотом буква "Ю", - ваш лучший друг и к тому же верховный бог, пятая планета - ЮПИТЕР.
Поднимая глаза, чтобы обозреть все величие Юпитера, вы замечаете надпись САТУРН золотыми буквами на груди его гигантской майки (немудрено, ведь это имя его отца!). Вы обнаруживаете к тому же любопытную закономерность, а именно: в слове САТУРН можно прочесть CAT как сокращение от САТУРН, УР - от УРАН и Н - от НЕПТУН, при этом уменьшение количества букв в их сочетаниях, обозначающих каждую из трех следующих по порядку планет Солнечной системы, соответствует убыванию размеров последних друг относительно друга.
На голове Юпитера сидит и весело лает, виляя хвостом, в знак того, что узнал вас, маленький (потому что это очень маленькая планета!) пес, персонаж мультфильмов Уолта Диснея, по кличке ПЛУТО (что опять-таки почти полностью соответствует русскому названию планеты ПЛУТОН).
Заставьте свое воображение повторно воспроизвести описанную только что картину, и, думаю, вы согласитесь, что ее труднее забыть, нежели запомнить!
В ходе исследования вопроса о том, насколько хорошо люди помнят основные сведения о планетах Солнечной системы, было обнаружено, что до ознакомления с принципами запо-минания:
а) восемьсот человек из 1000 мало интересовали эти сведения
б) сто человек из 1000 проявляли активный интерес к информации о планетах;
в) сто человек из 1000 демонстрировали полное отсутствие интереса или даже неприязнь к предлагаемой им информации.
После запоминания названий и порядка небесных тел помощью воображения и системы связного изложения пpaктически каждый из 1000 приобрел живой интерес к информации о планетах.
Результаты исследования иллюстрируют очень важный факт: если человеческий мозг получает информацию, но не запоминает ее или воспринимает ее как не более чем бессмы-сленную путаницу, он Перестает усваивать дальнейшие сведения на данную тему вообще. Со временем, чем больше информации преподносится мозгу для усвоения, тем в большей степени он склонен отвергать ее и, соответственно, меньше знаний приобретать. Печальным итогом может оказаться потеря всякого интереса к новым знаниям.
Если же мозг, с другой стороны, обращается с информацией в удобной и легко запоминаемой матричной форме, для каждой ее новой порции автоматически находится звено в цепи, которое связывает ее с уже усвоенной; она естественным образом встраивается в структуру распознавания, осознания и запоминания, что мы, собственно, и называем знанием.
К примеру, если бы вам сказали, что к Венере был запущен исследовательский зонд, а вы при этом не знаете, где Венере расположена в Солнечной системе, то первой проблемой, с которой столкнется ваш мозг, будет невозможность упорядочить полученную информацию. Вы не будете знать, в какую сторону относительно Земли направился зонд, холодно на Венере или жарко и, вообще, зачем кому-то нужно было его отправлять туда. Соответственно, нормальной реакцией вашего мозга будет отвергнуть "неудобоваримую" информацию.
Если же вы знали бы, что Венера - это вторая по счету от Солнца и ближайшая к Земле из тех планет, чьи орбиты расположены внутри орбиты последней, вы немедленно определили бы также, что зонд движется к планете, более близкой к Солнцу, и, значит, более горячей, чем Земля. В вашем мозгу в связи с этим автоматически возникли бы представления о направлении, температуре и местоположению относительно Земли, что привело бы к автоматическому же формированию соответствующих ассоциаций. Одновременно в процессе выполнения подобной мыслительной задачи вы невольно лишний раз подкрепляете свои знания о других планетах Солнечной системы. Таким образом, чем больше вы знаете и помни-те, тем более легким и автоматизированным становится процесс обретения новых знаний.
Вы очень скоро придете к выводу, что чем более структурирована информация, хранящаяся у вас в мозгу (особенно если она представлена в матричной форме), тем легче обеспечить запоминание ее дополнительных порций. Емкость человеческой памяти столь поразительна, что, единожды получив в свое распоряжение базовые матрицы, вы обеспечите при помощи ее механизмов привязку к ключевым единицам информации все новых и новых ее порций без видимых с вашей стороны усилий. Уже сейчас некоторые из вас могли бы пойти еще дальше, приступив к запоминанию дополнительных сведений о планетах Солнечной системы .
И напротив, если вы не снабдили свой мозг структурами, формирующими основу эффективного запоминания и познавания нового, то окажется, что чем больше информации преподносится ему, тем более он будет склонен отстраняться от нее, а у вас возникнет неудовлетворенность: как много всего вы в жизни не запомнили и, посему, толком не усвоили!
Итак, если вы научитесь в полной мере пользоваться своей памятью, то вполне достижимой для вас целью станет многократное усиление способности к запоминанию, приобретение в больших количествах новых знаний, явный прогресс в учебе и, что особенно важно, высокая удовлетворенность собой. Вы только что с успехом проделали "мыслительный эксперимент" с использованием методов, идентичных тем, что применялись всеми известными из истории "гениями памяти". Встретившись с другом, расскажите ему о том, что только что узнали; это послужит дополнительной тренировкой вашей памяти, а вашему другу - прекрасным подарком. Посоветуйте ему в свою очередь поделиться этим с кем-нибудь из своих знакомых, и уже через несколько лет окажется, что вы положили начало тому, что всякий на планете Земля сможет сказать, где она, собственно, находится!



С чего все началось
До того как современная наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы.
Греки разработали фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания "мнемоникой", по имени богини памяти - Мнемозины.
Знания о мнемонических приемах и правилах распространялись среди членов интеллектуальной элиты того времени и использовались ими в ходе публичных выступлений и интеллектуальных состязаний, позволяя демонстрировать "чудесную" память и добиваться благодаря этому высоких постов! экономической, политической или военной сфере или же просто поднимать свой авторитет.
Греки, таким образом, являлись "гладиаторами" на заре умственных поединков; на их стадионах проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала память. Они задавали друг другу каверзные вопросы, стремясь сбить противника с толку, расспрашивая о таких вещах, как количество, названия и порядок следования греческих полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из литературных произведений или текстов законов.
Те, кто побеждал в подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными лидерами.
Мнемонические приемы и правила основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей кажущейся простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память.
Три мнемонических принципа
Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллективного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ; иными словами, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово "яблоко" и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присут-ствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.
Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко "прочувствованный" ОБРАЗ.
Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ). Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформирован образ и закреплены соответствующие ассоциации, данному фрагменту, или "отпечатку", в памяти, должно быть предоставлено место, определенное (локализованное) относительно массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам привести точно в такой же порядок свою память.
12 вспомогательных мнемонических принципов
Имеется 12 вспомогательных принципов, которые помогают применять фундаментальные принципы мнемоники: ассоциации, формирование образа и локализацию.
1 o Синестезия
Синестезия обозначает комбинирование всех основных компонентов чувственно-эмоциональной сферы человека, иными словами, его ведущих чувств и ощущений, посредством которых он воспринимает окружающий мир. Большинство лиц, демонстрирующих выдающуюся "природную" память, а также большинство тех, кто развил ее благодаря правилам мнемоники, добились повышенного тонуса чувств и активно комбинируют их, чем достигают высоких результатов в запоминании. В ходе изучения проблем развития памяти было обнаружено, что для достижения успехов в этой сфере необходимо проявлять большую активность в эмоционально-чувственном восприятии мира и регулярно тренировать свои:
а) зрение;
б) слух;
в) обоняние;
г) вкусовое восприятие;
д) осязание;
е) кинестезию - ощущение своего тела, его положения и перемещения в пространстве.
2 o Движение
Для любого мнемонического образа движения, ассоциируемые с ним, открывают возможность вашему мозгу найти к нему удобную "привязку" и потому запомнить. Представляя свои образы в движении, старайтесь, чтобы они, по возможности, были трехмерными.
3 o Ассоциация
Что бы вы ни запоминали, старайтесь формировать ассоциации, или связи, между запоминаемым объектом и чем-то прочно закрепленным у вас в сознании.
4 o Сексуальность
У всех нас хорошая память в этой сфере. Пользуйтесь этим!
5 o Юмор
Чем более смехотворны, пусть даже абсурдны, по-доброму гротескны и сюрреалистичны образы, которые вы создаете своим воображением, тем прочнее вы их запомните. Работа с памятью должна приносить радость.
6 o Воображение
Эйнштейн говорил: "Воображение важнее знания. В то время как знание ограничено, воображение способно объять весь мир, стимулируя прогресс и эволюцию". Чем более вы используете воображение при работе со своей памятью, тем крепче она становится от этого.
7 o Счет
Нумерация и счет добавляют конкретности и эффективности принципу упорядоченности и последовательности (см. ниже).
8 o Символизм
Замена слишком обыденного или скучного образа на более яркий и занимательный увеличивает вероятность успешного запоминания.
9 o Цвет
Всякий раз, когда это уместно, и, вообще, когда только возможно, используйте все цвета радуги, с тем чтобы ваши образы были "красочными" и потому легко запоминаемыми.
10 o Порядок и/или последовательность
В сочетании с другими принципами, принцип порядка и/ или последовательности облегчает поиск нужного в массе запомненных сведений, содействуя "произвольному доступу" к информации при ее извлечении из памяти.
11 o Позитивность образов
В большинстве случаев позитивные, или субъективно приятные, образы более подходят для целей запоминания, поскольку, попросту говоря, к таким образам мозгу "приятнее" возвращаться. В отношении негативных образов во многих случаях можно сказать, что, будь даже все вышеперечисленные принципы для них соблюдены и будь они сами потенциально "памятны", мозг нередко блокирует оперирование ими, находя перспективу обращения к ним "неприятной".
12 o Преувеличение
Создавая свои образы, свободно предавайтесь гротеску, т.е. преувеличению, в отношении их размеров, формы, цвета и звукового сопровождения, ассоциированного с ними.
Познакомившись с тремя фундаментальными принципами и двенадцатью вспомогательными, воспроизведите повторно в воображении фантазию о планетах. Постарайтесь при этом насчитать, сколько фундаментальных и сколько вспомогательных принципов вы используете при воссоздании ее в памяти.
Теперь вы в состоянии сказать, какими образом вам удалось столь блистательно справиться с этой задачей на запоминание и почему, если работать с памятью как полагается, она в состоянии творить настоящие чудеса.
Современные данные, подтверждающие знания древних греков
Недавние исследования центральной нервной системы человека, особенно в части функционирования правого и левого полушарий головного мозга, подтверждают, что каждый из нас наделен богатейшим сектором ментальных способностей центры которых распределены по всему объему наиболее развитых в ходе эволюции отделов мозга, и что попросту требуется тренировка, чтобы дать возможность этим талантам проявиться и развиться в полной мере. Ментальные способности, за которые отвечают левое и правое полушария головного мозга, таковы:
1. Речь.
2. Порядок.
3. Последовательность.
4. Операции с числами.
5. Операции с упорядоченными множествами.
6. Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9. Восприятие цвета.
10. Воображение.
11. Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающийся механическому разбиению на отдельные составляющие).
В заднем и среднем отделах головного мозга, а также частично в коре переднего его отдела располагаются центры, отвечающие за следующие ментальные способности:
1. Зрение.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.
Даже беглого сравнения достаточно, чтобы заметить замечательную схожесть того, что открыли древние греки путем самоанализа и эмпирических находок, и результатов, полученных современной наукой посредством самых изощренных методов.
Получив, таким образом, двойное подтверждение, мы в состоянии ныне применять принципы мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам гарантировано достижение "немыслимых прежде" улучшений в работе своей памяти и общей ментальной активности.
С таким напутствием еще раз воспроизведите в голове историю с планетами, уделив максимум внимания каждому эпизоду; на этот раз проверьте, сколько функций, за которые от-вечают правое и левое полушария головного мозга, оказываются задействованными в работе вашего мышления. Вы обнаружите, что практически все!
Творчество и память
Теория, которую вы только что усвоили, и упражнение на запоминание планет, проделанное вами уже неоднократно, позволяют сделать вывод о невероятно тесной связи, имеющей место между памятью, подвергнутой тренировке, и творческим потенциалом личности.
Основным двигателем творчества является ВООБРАЖЕНИЕ. Творческие гении отправляются в невероятные путешествия средствами своей фантазии и увлекают других людей в новые, доселе неизведанные области знания. Новые АССОЦИАЦИИ, которые при этом возникают, способны дать рождение новым взглядам на мир, нередко именуемым творче-ским прорывом. Такова суть произведений гениев - людей, способных менять ход истории.
Все это было свойственно Леонардо да Винчи, Дарвину, Архимеду, Ньютону, Сезанну и Эйнштейну.
Нетрудно, исходя из этого, прийти к выводу, что память суть использование сил воображения и ассоциации для фиксации прошлого в определенном месте (ЛОКАЛИЗАЦИЯ) и преТВОРЕНИЕ прошлого в настоящем; в то же время творчество суть использование тех же сил воображения и ассоциации для переноса мысли, рожденной в настоящем времени, в будущее и, опять-таки, преТВОРЕНИЕ мысли, ныне взлелеянной, в оформленное будущее произведение - будь то поэма, симфония, научная закономерность, здание или звездолет.
Важным моментом здесь является то, что хотя названия и назначение их слегка разнятся, принципы, лежащие в основе ВООБРАЖЕНИЯ и АССОЦИАЦИИ, идентичны. Поэтому когда вы упражняете свою память, вы одновременно тренируете и, следовательно, совершенствуете свой творческий потенциал.
Подобные занятия имеют такое же значение для мозга, как гимнастические упражнения -для тела. Чем чаще вы наведываетесь в фиттинг-клуб "Мнемоника", тем крепче станут "мускулы" вашей памяти и выше способность к творчеству. Если развить эту мысль немного далее, то формула развития гениальности напрашивается сама собой: чем больше энергии вы вкладываете в развитие собственной памяти, тем выше ваш творческий потенциал. У вас неограниченные возможности к этому.


Примеры феноменальной памяти
Люди, известные из истории как обладатели феноменальной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже "феноменов" и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия интеллектуальных "гуру", или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.
1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоминать целые книги - до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку вели-кого герцога Тосканского.
2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского университета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа "пи", причем как слева направо, так и справа налево.
3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадцатом веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог назвать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.
4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое названное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фактов из всемирной истории и географии, а также выучил латинский и французский языки.
5. Пол Чарлз Морфи - чемпион по шахматам, который помнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгранной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыграл с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для истории лишь благодаря тому, что он был в состоянии продиктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.
6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.
7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.
8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадцатом веке, помнил словарный запас 70-80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голландский, датский, русский, польский, богемский, сербский, венгерский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.
9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов "Талмуда".
10. Объемные религиозные книги, такие как "Талмуд" и еще более крупный памятник литературы - древнеиндийские "Веды" - также записывались по памяти.
11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ3 .
12. Доминик О'Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!

Комментариев нет: